Трудно сказать, что кто-то ожидал от кинофильма «Боец» чего-то особенного. Де опять про бокс, опять за жизнь, опять по реальным мотивам, и опять  премьера под фестивали с явным прицелом на всякие разные награды. Словно бы режиссёр, движимый максимой «всё уже придумано до нас», попытался на старой кобыле вскарабкаться на новые вершины.  Однако при ближайшем рассмотрение всё оказалось гораздо любопытнее.

Я бы сравнил фильм Дэвида О. Рассела с луковицей: много слоёв, глаза режет,  да и вкусом не радует, но полезно, жуть как.  «Боец» это история,  которую все уже много раз слышали, но, в данном случае, сюжетная линия класса «пацан к успеху шёл» скорее является  фоном для раскрытия других, более интересных вещей.   

В центре повествования пока что ещё неизвестный широким кругам Микки Уорд, профессиональный боксёр. Из тех, кого называют «трамплинами», кого используют для продвижения других бойцов. Микки не слишком образован и умён. Вне ринга добрый, податливый, нерешительный в себе молодой человек. В свободное от тренировок время работает асфальтоукладчиком. У него есть брат, Дикки, который в прошлом тоже боксёр, и который когда-то уложил в нокдаун самого Шуга Рэя и которым Микки очень гордится. У него есть мама-менеджер и целая рота сестёр. Есть отчим подкаблучник. А по ходу сюжета ещё и появляется Девушка, желающая ему добра. Микки абсолютная человеческая единичка, без шарма, голоса и грандиозных амбиций. Он полностью зависит от других. Его жизнью управляют абсолютно все, кроме него самого.  

Ничего удивительного, что Микки является самым скучным  и серым лицом фильма. Да, это он, великий Микки Уорд, который бился с легендарным Громом Артуром Гатти в знаменитой серии из трёх боев .  Да, фильм вроде бы как про его становление как чемпиона.  Но фигура самого Уорда в фильме не играет ключевой роли. «Боец» это фильм про человеческий эгоизм.  Про тот самый жуткий бытовой эгоизм, когда родители считают, что ты обязан им всем на свете и должен всю жизнь быть у них на привязи, ведь они любят тебя больше всех и лучше всех знают, что тебе нужно. Про тот жуткий бытовой эгоизм, когда брат, конечно, любит тебя, но считает тебя целиком и полностью зависимым от него, неспособным на какие-либо самостоятельные решения, и не просто считает, но ещё и делает всё, чтобы ты сам в это поверил.  Про тот жуткий бытовой эгоизм, когда девушка, которая тоже вроде бы как тебя любит, считает, что ты обязан выбирать между ней и семьёй, только потому, что она не очень-то хорошо ладит с этой самой семьёй.  Про тот жуткий бытовой эгоизм, когда все вокруг что-то от тебя хотят, но совсем не думают, чего на самом деле хочешь ты, и перетягивают тебя как канат, рвут на куски, распоряжаются тобой, хоронят все твои мечты и помыслы лишь ради того, чтобы не потерять власть над тобой. Они же лучше знают, что тебе нужно. И в таких историях, чем бы всё не кончилось, всегда проигрывает только один человек – ты.  Пожалуй это главная и наиболее сильная мысль фильма.

Но кроме этого, он ещё и про наркоманию. В фильме отведён целый сегмент, когда сюжет почти что полностью переключается на эту тему. И показана она очень здорово. Без перехлёстов, но весьма доходчиво и эмоционально.  А ещё про наследственность и семейные ценности. Какими бы стервами не выглядели мать и сестры Микки и каким бы уродом не был Дикки, они все  действительно желали ему только добра, как умели. И, кроме всего этого, фильм, конечно же, про любовь, так как единственная причина, по которой Уорд почти 30 лет терпел всё это, заключалась в том, что он искренне любил свою семью. А когда появилась девушка, так же по-настоящему полюбил и её, и не хотел и не мог выбирать между ними. И именно  любовь заставила всех остальных героев ленты в конце концов наступить на горло собственной песне. Любовь его к ним, и их любовь к нему.


Мы, ма, уже с Портман забились - заканчиваем съёмки и три недели из Мак-Дональдса не вылезаем

Сюжет фильма, как заяц, вихляет от одной смысловой части к другой, уделяя равное внимание им всем – и боксу, и любви, и эгоизму, и семье. Лента, вполне логично, дробится на несколько частей. И переход от одной части к другой осуществляется с помощью достаточно резких сюжетных зигзагов. Люди они ведь не однополярные, они разные. И фильм показывает всех героев ленты с самых разных сторон.  В каждой части фильма герои выглядят по-разному. То они хорошие, то плохие, то отвратительные. Одним словом обычные такие, нормальные люди. Это зигзаги, эти части и есть те самые слои луковицы. Фильм постоянно находит, чем удивить зрителя, неустанно подкидывает ему новые идеи и эмоции. Таким образом банальная спортивная драма, со всеми присущими этому жанру клише (амбиции – неудачи – травмы – предательство – вджобинг – ПОБЕДА!), выглядит свежо и интересно.  

Тем не менее, чистя это луковицу, зрителю придётся поплакать – луковица же! Фильм трудно назвать красивым. Он скорее отрезвляющий. Забудьте про вылизанную одноэтажную америку: трещины на асфальте, из которых пробивается изумрудная зелень, девушки с неидеальными пропорциями, помятые пузатые мужчины,  безвкусная дешёвая одежда,  грязные неухоженные дома. Американская глубинка в этом фильме подозрительно похожа на русскую! Стиль поведения, речь и образ мышления героев – суровый американский пролетариат. И режиссёр даже пальцем не пошевелил, чтобы как-то скрасить гнетущее впечатление от всей этой бытовухи. Зато он неплохо справился с постановкой боёв - компактно, красиво и напряжённо. 

Львиная доля героев вызывает стойкое желание «взять и…», ну вы понимаете. А это значит одно -  кастинг и актёрские работы отличные! Смотреть и слушать всех этих людей порою тошно (миссис Кармоди отдыхает),  порою с откровенным перегибом и переигрыванием, но режиссёр явно того и добивался. Бэйл вновь творит чудеса со своим телом и с ролью справляется на отлично (заслуженный Оскар!).  Уолберг в роли Микки как никогда на своём месте.   Сестры и мамаша Уорд – спаси и сохрани!

Некрасиво и невкусно – но весьма полезно. Многие микробы дохнут от таких фильмов пачками.

Финал фильма ожидаемо подливает сладкого сиропа, напоминая, что это фильм про бокс, за жизнь и с премьерой под фестивали. Но ведь он ещё и по реальным событиям, так что не стоит его за этот финал так уж сильно винить.

«Боец» однозначно не шедевр, и понравится далеко не всем. Но это хороший, добротный, правильный фильм.  


Тренер, а можно я ему вдарю?!