Прошли показы Брестской крепости. Несмотря на отсутствие рекламы и крайне малое число прокатных копий,  прошли они вполне успешно, в полных залах. Зритель, как мог, проголосовал рублем, и вот уже допечатываются новые копии, а во многих кинотеатрах продлены показы. Интернеты полны положительных отзывов, некоторые проводят параллели с фильмом любимого нашего Никиты Михалкова. Вот так проводят и ещё вот так.

А параллели напрашиваются сами собой. И не только с "Утомлёнными говном солнцем", но и со всеми  фильмами про войну, которые были сняты в последние пару десятков лет. Столько режиссёров пытались сказать про войну что-то своё, но вот появилась "Брестская крепость", и она, при всей своей незамысловатости, чётко и ясно показала, чего стоили все эти попытки, насколько они бледны, а во многом - откровенно омерзительны.

Чем же так хороша "Брестская крепость" и почему она так легко затмила конкурентов?

Бюджеты и спецэффекты отпадают сразу, этим нынче никого не удивишь. Да и бюджет там смешной, не разгуляешься. Картину еле удалось выдержать на более-менее современном уровне.

Захватывающий сюжет? А сюжета там, по большому счёту, нет. И это один из главных недостатков фильма, нет единой канвы, есть только отдельные яркие эпизоды, кое-как соединенные вместе. Однако, отсутствие сюжетной канвы положительному впечатлению от фильма никак не мешает, в ходе просмотра понимаешь, что не это главное. Тем более это не имеет большого значения, если хоть немного знаком с реальной историей Брестской крепости,  и с самого начала знаешь, чем всё закончится.

Кстати, об истории. Быть может, дело в ней, а вернее - в исторической достоверности фильма? Не думаю, что для широкого зрителя этот пункт стоит на первом месте. Даже если не говорить про тонкости, вроде обмундирования и военной техники, то для большинства неспециалистов логика происходившего на той войне - загадка великая есть. Обычный зритель всё же приходит смотреть художественный фильм. Про людей. Да и нельзя сказать, что фильм  "Брестская крепость" хорошо передаёт логику событий, происходивших в Брестской крепости. Есть там и откровенные нелепости, вроде бодро разгружающейся из немецкого поезда оравы немецких диверсантов. Но и все эти (немногочисленные, в отличие от многих других фильмов) недостатки фильму тоже легко прощаешь. Потому что и это - не главное.

Тогда, может быть, всё дело в высоких художественных достоинствах фильма? Что ж, и в этом смысле "Брестская крепость" далеко не поражает воображение. В нём нет типичного для русского кино ковыряния в характерах, к месту и не к месту. В нем нет философствований, в нем очень трудно разглядеть "уши режиссера", которые в половине отечественных фильмов загораживают весь экран. Фильм весьма незамысловат, почти до документальности. Но это не воспринимается, как недостаток. Многие даже решили, что эта достоверность и отсутствие режиссёрского "я так вижу"  -  и есть главное достоинство фильма. Пожалуй, и это верно, но лишь отчасти.

Но если сюжет, достоверность и художественные достоинства - не главное, то что же тогда главное?

Поясню на примере.

Представьте, что фильм о событиях в Брестской крепости снял нацист, истинный ариец. С одной оговоркой - он по тем или иным причинам не мог прямо пойти против фактов.

Не буду подсказывать истинным арийцам, попробуйте представить сами, какими в таком фильме будут представлены унтерменши-красноармейцы.

Какими будут представлены другие истинные арийцы, храбро вычищавшие зверьё из его логова?

Как будут показаны трусы и предатели из числа унтерменшей-красноармейцев?

Как будет показан Великий Фюрер?

Как будут показаны жидокомиссары?

Пояснять, думаю, ничего не надо, нечто подобное все неоднократно видели в современном отечественном кино про войну.

Там где невозможно вывернуть наизнанку факты, идут в ход художественные приёмы, которые и создают нужное впечатление. А потом орды либералов и "профессиональных критиков" воют - чем же вы недовольны, ведь это и есть Правда. Однако, в том всё и дело, что даже самую правдивую правду можно показать и рассказать по-разному. Смотря кто возьмется за дело. Это даже не говоря о том, что многие режиссёры умудряются выворачивать наизнанку и факты тоже, выдавая чёрное за белое.

А режиссёр Котт даже самые спорные моменты - панику в крепости, предательство, трусость, умудрился показать без лишнего смакования. Никакого неприятия эти эпизоды не вызывают, всё показано так, как и должно быть показано. В разрез с новейшими образцами российского искусства, совершенно не отражены тонкая организация и душевные метания предателей. Они просто уходят к немцам, сломленные, слабые, в то время как другие остаются защищать их землю, их близких и их детей. Защитить смогут далеко не всех, и в этом есть прямая вина предателей.

Вот муж с женой отбивается от немцев до последнего, а потом забирает её вместе с собой, чтобы она не попала в руки фашистов. А другой - трусит, трясётся за свою жизнь, и вот его женщину насилуют и убивают фашисты. Всё просто и конкретно, как оно и бывает в жизни. Вот поступок, а вот расплата, и никому нет дела до твоих душевных метаний.


Точно так же умело режиссёр коснулся национальных аспектов - евреи, чеченцы, русские, все показаны адекватно, придраться не к чему.

Так в чём же разница между режиссёром Михалковым, снимающим, например, труса (или красноармейца, комиссара, немецкого солдата, нужное подставить) и режиссёром Коттом, снимающим такого же труса.

А разница ровно в одном - в ценностях. Когда об одном и том же рассказывают люди с разной системой ценностей, получаются совершенно разные истории.

И в этом смысле фильм Котта и Угольникова просто оглушает близостью и понятностью происходящего на экране. Ни тебе симпатий к нацистам или предателям, ни тебе презрения к советским солдатам, комиссарам, особистам, умело выполняющим свой долг. Не чувствуется ни капли фальши, весь фильм не покидает ощущение, что всё происходит по-настоящему.

И именно правильно расставленные акценты, именно ценности, близкие и понятные любому нормальному человеку, сделали фильм "Брестская крепость" настоящим событием. А то, что его сознательно не стали нагружать сложными характерами, сложным сюжетом, замысловатым авторским видением - это всего лишь жанр. Это своего рода эпос, советские "300 спартанцев". В рамках выбранного жанра авторы прекрасно сумели реализовать свой замысел и сняли превосходный фильм. Другим режиссёрам ничто не мешает снимать не менее замечательные фильмы в других жанрах, но опредляющее значение будут иметь ценности, которые отразятся в этих фильмах . Фильм "Брестская крепость" стал важной вехой, он показал направление, в котором надо двигаться, но найдутся ли режиссёры, которые смогут идти в том направлении?

А это, как раз, большой вопрос. Фильмы Михалкова, Учителя и им подобные раз за разом наглядно показывают всю глубину пропасти между ценностями нашего общества и ценностями т.н. "интеллигенции". И кино, и телевидение и радио - всё говорит о том, что эта интеллигенция -  достаточно однородная и сплочённая масса, не терпящая инакомыслия по ключевым вопросам идеологии и истории. Существует ли у нас другая, патриотическая интеллигенция, и в первую очередь интеллигенция творческая, а если существует, то сможет ли она прорваться наверх, туда где деньги и телеэкран? Фильм "Брестская крепость" вслед за проектом "Суд времени" показал, что ещё не всё пропало.

А заодно он подсказал возможный путь решения проблемы - интеллигенцию надо завозить из Белоруссии вагонами. Судя по всему, именно там можно найти в достаточных количествах интеллигентов с правильными ценностями.  Открытым остаётся другой вопрос - куда  деть эту интеллигенцию, стоящую грудью на пути  людей с точкой зрения, отличной от Единственно Верной

Есть мнение, доктор Покой охотно распахнёт перед ними двери колхоза имени маршала Баграмяна.