Любопытный финн-малец листает какие-то странные энциклопедические издания о Санта-Клаусе, где дедушка предстает в неприглядном, монструозном свете, а потом находит подтверждение своим гипотезам о природе чертовщины, что обволакивает их лапландский хутор.

Имея равные шансы оказаться слэшером, трэшем (нюансы здесь зачастую косметические) или хладнокровным триллером северноевропейских кровей, «Санта на продажу» делает несколько обманных финтов и оборачивается доброй (с небольшой финской оговоркой) рождественской историей, вызывающей ассоциации с работами голливудских сказочников Стивена Спилберга и Джо Данте. При этом авторам удается избежать обвинений в подлоге – история быстро затягивает и держит до самого конца, не оставляя сомнений, что пришли вы сюда именно за сказкой.

Интонационно картину не отнесешь к той причудливой, слегка интровертной, ветки скандинавского кино, что кажется очевидным выбором для мистического повествования о плохом Санте и его престарелых эльфах-приспешниках. Неожиданно обнаруживаешь нотки мейнстрима с человеческим лицом, которые не кажутся здесь инородными.

С другой стороны, материал, конечно, имеет национальные метки, но поданы они ненавязчиво и загняют «Санту» в раздел национального киноколорита, интересного археологам, любящих рыться в залежах и особенностях кинематографов «малых» народов.

Отличная сказка, немного жестковатая для детского сеанса. Такие рассказывали неотредактированные братья Гримм. Испуг всегда входил в стоимость аттракциона.