18.01 КБ
Когда австралийцы берутся снимать мрачное и таинственное кино, им это удается даже если в кадре все залито солнечным светом, а на многие мили вокруг нельзя утаиться ввиду особенностей природного ландшафта. Стоит вспомнить «Пикник у Висячей скалы» Питера Уира, в котором все самое странное и страшное происходило именно днем под зноем палящего солнца и свет не помог сделать более зримым то, что не хотело явить себя. В «Предложении» Джона Хиллкоата действует тот же принцип – яркий свет лишь создает эффект видимости происходящего, на деле же герои фильма словно блуждают в потемках, но мрак этот царит в первую очередь в их сердцах и разуме. Жанровая принадлежность к вестерну здесь чисто номинальная, что становится ясно уже в момент чтения аннотации, в которой черным по белому «автор сценария Ник Кейв», а в ролях Гай Пирс и среди прочих - Эмили Уотсон. Даже не зная чем славен Джон Хиллкоат (а я честно не знал, хотя теперь уже…), не трудно догадаться, что вестерн предстоит увидеть нетипичный и это еще самое мягкое определение. «Предложение» не имеет ничего общего с фильмом Уира, о котором упомянул, кроме мистического флера, разлитого в воздухе, хотя формально ничего сверхъестественного в кадре не происходит и в обоих фильмах ощущение этой незримой мистики возникает от созерцания природы, такой зловещей и вроде бы оголенной в солнечном свете. Однако красота пейзажа в «Пикнике у Висячей скалы» тяготела к некой истонченности и коварству, против которого человек разумный оказывался бессилен, красота «Предложения» совершенно иная – агрессивная, бьющая по глазам и нервам. Выжженные пустоши, тянущиеся к небу искривленные скелеты деревьев, зияющие черными дырами провалы в земле, раскаленные каньоны с пересохшими водопадами и все это под безжалостным огненным шаром в небе. Австралия, 19 век, на отшибе от цивилизации, здесь даже бог тебя не видит. Это «вдали от мира, вдали от бога» вызывает ассоциации с неким постапокалипсисом (а не случайно следующим фильмом режиссера стала «Дорога»о жизни «после всего») и по атмосфере – «Темную башню» Стивена Кинга, первый роман цикла, в котором Стрелок движется к непонятной цели по некой мертвой земле, встречая на пути странных потерянных людей, застрявших на пограничье между жизнью и смертью, разумом и безумием. Только вот у Стрелка была цель, наделяющая его жизнь смыслом, персонажи «Предложения» на краю экзистенциальной бездны, ибо смыслом их жизнь не наделена. После смерти практически все они попадут в ад, но там не узнают ничего нового, потому что ад для них уже существует здесь и сейчас и в этом контексте удивительным образом дополняют друг друга «огненная картинка» и ледяная музыка Ника Кейва и Уоррена Эллиса, создающие ощущение озноба, охватывающего человека в предсмертной горячке.
79.90 КБ
Сюжет фильма прост: стремясь обезвредить банду под предводительством Артура Бернса (Денни Хьюстон), эстетствующего садиста, почитающего поэзию и насилие, как форму поэзии, капитан Стенли (Рей Уинстон) совершает облаву на его младших братьев, Чарли (Гай Пирс) и Майки, давно порвавших отношения с Артуром. Разумеется, оба не безгрешны, но до старшего брата им далеко. Капитан Стенли берет Майки в заложники и ставит Чарли Бернса перед дилеммой – найти Артура и убить его, после чего Майки будет выпущен из тюрьмы, либо не выполнить задание и тогда Майки будет повешен аккурат к Рождеству. Чарли не знает где его брат, но соглашается, ему дается ровно 9 дней. И пока Майки томится в душной камере, где над ним во всю глумятся скотообразные салдафоны, Чарли совершает свою изнурительную одиссею. Артура он, конечно, найдет, живущего среди скал, куда даже аборигены не решаются подходить, почитая этого ужасного человека за оборотня, но убить его не так просто, да он и не пытается даже…
35.67 КБ

37.70 КБ

18.69 КБ
Тем временем горожане объявляют молчаливый бойкот капитану Стенли и заодно его супруге Марте (Эмили Уотсон), ведь они чужаки и приехав из Англии не понимают всех правил ЭТОЙ жизни, а главное правило таково – убил зверя, убей всю его стаю, иначе стая вернется и прикончит тебя и тех кто рядом с тобой. В тревожном ожидании «нападении стаи» и проходят дни маленького городка, жители которого смурны и неулыбчивы, а единственным развлечением остается пить и собираться на городской площади для лицезрения порки пойманных преступников.
45.84 КБ
На фоне этого неуюта, сдобренного грязью и дикостью, развивается драма взаимоотношений капитана Стенли и Марты. Их дом – единственное чистое место в этом городе, похоже. Марта, благовоспитанная англичанка и преданная жена, последовавшая за своим мужем из цивилизованного Лондона в богом забытую дыру. Там она пытается быть все той же английской леди, устраивающей чаепития из фарфорового сервиза и ухаживающей за садом (чахлые кусты роз за белым заборчиком кажутся столь же наивно трогательными, как и вера Марты в то, что приличия есть опора цивилизованности), однако трудно оставаться выдержанной леди когда единственную твою подругу изнасиловали и убили, собственный супруг ходит по дому с ружьем и запирает все окна и двери на засов, торговка мясом цедит сквозь зубы «ты глупая корова», а по ночам начинают мучить кошмары, в которых мертвая подруга приходит с неродившимся ребенком на руках.
27.89 КБ

21.99 КБ

56.91 КБ

Взаимоотношения Марты и Стенли полны нежности, Эмили Уотсон и Рей Уинстон составляют на удивление гармоничную пару. Но если Эмили Уотсон хороша «как всегда» и ожидать от нее чего-то другого было бы странно, то Рей Уинстон стал приятным открытием, эдакий брутальный медведь в начале, которому проще раздавить своей лапой каждого и «договориться» означает принудить, в последствии видишь человека мятущегося, вынужденного подстраиваться под реалии места, в котором очутился, но его это уж точно не радует. И он вполне способен оценить глубину своего падения, пойдя на такую сделку с Чарли Бернсом, а его душевной тонкости вполне хватает на то, что бы понять насколько тяжело Марте оставаться истиной леди там, где люди даже мыться не считают чем-то обязательным. Рей Уинстон при внешней грубоватости обладает очень выразительной мимикой и способен передать душевное состояние своего персонажа игрой одних только глаз и это не подчеркнутое такое лицедейство, он очень органичен и естественен в каждом кадре.
24.36 КБ
Итак, Майки ждет казни, Марта готовится к Рождеству, а Стенли цепенеет от мысли, чем это Рождество может для них обоих закончиться и страхи его не напрасны, потому что Артур со своей бандой намерены «зайти к ним в гости»…
Жесткое натуралистичное кино, удивительно «выпуклое» и, кажется, отдельные предметы в нем ощущаешь практически на ощупь, вкус и запах, но при этом погружающее тебя в некую трансцендентальность благодаря гипнотичной музыке и бредово-сюрреалистичному видению красоты австралийской природы.
18.84 КБ