Давным-давно, много столетий назад в возрождающейся Европе возникли идеи гуманизма, ставшие основой современной цивилизации.

В страшной и жестокой постсредневековой Европе появлялись странные люди, утверждавшие идеалы человечности, чудаковатые воины света, чьи слова, чьи сочинения, чьи мысли и поступки были подобны первым порывам весеннего ветра над зачумленным, грязным и невежественным миром…


Этот мир был страшен и полон чудес, он менялся, прирастал городами и людьми, и порой новое было еще уродливее старого. И вот именно в этом мире находились люди, которые умели смотреть поверх голов.

Такие как Орландо в «Сказке странствий»…



Фильм Александра Митты, снятый в 1983-м году, явился настоящим гимном человеческому гению, глашатаем его бессмертия.

Я утверждаю, что фильм именно об этом: о бессмертии человеческого гения, о вере в человека. И значит, он… вечно актуален, современен по сути.
Несмотря на его гротескность и аллегоричность. Хотя нет, не так… именно благодаря этой гротескности! – не будь ее, фильм бы не состоялся: именно выбранная форма повествования позволила донести мораль картины до самых печёнок зрителя.

Это картина… зрителя воспитывающая. И при этом не насилующая его моралью.
Вечные истины очень просты, и враги – они всегда одни и те же: это Жестокость, Алчность, Лень, Невежество, Трусость…
И они не только вокруг, да и не столько вокруг, они внутри.
Ибо если мы их видим вне себя, то только для одного – как верно подметил Орландо: «Знаешь, для чего Бог создал плохих людей? – для того, чтобы мы смотрели на них и были совсем другими»…
Для того, чтобы мы не снимали доспехов, попав в Драконий рай, не «жирели», чтобы помнили о своем высоком предназначении, и чтобы не заносились при этом… Последнее иллюстрируется эпизодом, когда Марта, дабы обогреть двух сирот, рвёт на одёжки паруса летательного аппарата Орландо, и в ответ на его крики и сетования, в ответ на слова о том, что с этим аппаратом они летели и были как ангелы, в ответ на всё это она отрезает: «А стали как люди»!
Марта – это другая сторона гуманизма, более приземленная.
Орландо привержен идеалам: паря высоко, он порой не замечает главного – того, ради чего он собственно и поднялся над землей; Марта более близорука, далеко не смотрит, но зато у нее есть вера и любовь, а еще – она бескомпромиссна…
Так они дополняют друг друга.
Так люди дополняют друг друга.
Прижимаясь один к другому в холодной повозке, чтобы поделиться своим человеческим теплом.
Приходя на помощь.
Поддерживая, когда одолевает отчаяние.
Вдохновляя на невероятное.
Вдохновляя на полёт.
Весь этот фильм – это мечта о полёте, в самом широком смысле этого слова.
Весь этот фильм – часть моста к сверхчеловеку, и это - совсем не другая история…

Талант Митты в этом фильме проявился в полную силу: непостижимым образом он словно оживил для зрителя картины Брейгеля, полотна Босха, книги Рабле, гравюры Дюрера, сжав всю европейскую историю – от инквизиции через раннее Возрождение и вплоть до Реформации и Просвещения! – в напряженное и динамичное повествование, содержащее в себе россыпи скрытых (и при том легко улавливаемых!) смыслов, и сделал это легко, как бы играючи, сумев оставить сказку сказкой…

В этом фильме есть всё, Митта в 99 минут киноповествования вложил то, на что Вендерсу понадобилось два отдельных, дополняющих друг друга фильма: он рассказал, какое это счастье – быть человеком, и рассказал, как за это приходиться платить. А за любовь к ближним приходиться платить наивысшую цену. И Чуму можно победить лишь ценой собственной жизни…

Я пересматривал этот фильм много раз…

Безумно жаль, но сегодня я уже не могу испытывать тех чувств, которые охватили меня когда-то – тысячу жизней назад! – когда я смотрел, как Орландо делает последние шаги к пропасти: последние замедленные движения перед фантастическим полетом над Землей под фантастическую музыку Шнитке – тогда я был нем и по лицу катились слёзы; и я искренне надеюсь, что вы, прочитав это, возьмете да и скачаете этот фильм в сети, чтобы тоже почувствовать какая это радость – быть человеком.