N.I.C.E. 2011. День первый
Тот, кто придёт
Режиссёр Джорджо Диритти. 2009.
Исторический контекст. В сентябре-октябре 1944 года в ответ на боевые действия итальянского партизанского отряда «Красная звезда» немецкое командование приказало частям СС в этом районе применить тактику «выжженной земли». В итоге были расстреляны 1 тысяча 830 мирных жителей, среди которых оказались и 250 детей. В местечке Марцаботто было уничтожено 770 человек. Эта казнь мирных жителей вошла в историю как «массовое убийство в Марцаботто». Карательной операцией командовал майор СС Вальтер Редер, известный как один из самых жестоких исполнителей карательных операций. После войны трибунал города Болоньи приговорил палача к пожизненному заключению, однако через некоторое время он был помилован по ходатайству австрийского правительства.
Первые мысли. Фильм Джорджо Диритти — это ещё одна попытка отдать дань памяти невинно погибшим жертвам. Попытка, безусловно заслуживающая уважения. Снимать такое кино сейчас — процесс, во многом сравнимый с самоубийством. Только с той разницей, что самоубийство в данном случае имеет финансовые корни. Найти спонсоров на такой проект оказывается практически невозможным занятием, поскольку выгода практически равна нулю. Кто же согласится заниматься благотворительностью, если она не является отмывкой денег и не сопряжена с откатом? Однако вести разговоры на такие темы — вещь бессмысленная. Все всё знают — все всё понимают. Такова сегодняшняя реальность: знать, понимать и молчать. Тем и удивительно любое событие, выходящее из этого ряда, особенно когда оно созвучно с сопутствующими событиями.
Сценарий фильма начал создаваться в 2005 году. 8 февраля 2006 года военный трибунал города Ла Специя начал судебный процесс над бывшими нацистскими преступниками по обвинению в массовом убийстве гражданского населения в Марцаботто в 1944 году. В 2007 году десять из семнадцати представших перед судом эсэсовцев были признаны виновными, семеро — оправданы. Однако десять осуждённых преступников, находящихся на тот момент в Германии, не были экстрадированы в Италию по причине преклонного возраста. В 2009 году фильм вышел в прокат.
События в фильме начинаются менее чем за год до бойни в Марцаботто, зимой 1943 года, и показаны «взглядом снизу», глазами главной героини, немой восьмилетней Мартины (Грета Дзуккери Монтанари). Такой наивный, обыденный, как игра в расстрел у детей деревни, и часто избирательный взгляд словно разрывает фильм на осколки мозаичной жизни, наполненной разными происшествиями: ожидание рождение брата, причастие в церкви, школа, плетение корзин, немцы, увод скота, партизаны, расстрел пленного немца, наконец, рождение брата, расстрел деревни и так далее. Наполненность такими событиями диктует, по-видимому, и такой фрагментарный способ повествования, которые в конечном итоге рождает тот самый ужас, подводящий к самой трагедии и её последствиям, показанной, кстати, тем же взглядом вскользь. Сцена расстрела дана в рапиде, но при этом не слышно ни выстрелов, ни каких-либо других звуков, да и видим мы только лишь головы людей, которые вдруг резко падают вниз и остаётся только белое, молочное небо.
Но есть в этом фильме очень важный момент. Это тема присутствующей божественности, сопричастности, которую Диритти исследовал уже в своём дебютном фильме «И возвращается ветер на круги своя». Там за божественность отвечал юродивый. Здесь же режиссёр идёт дальше и рисует образ войны как девочки ещё не доросшей до материнства с младенцем. Оттого и более страшной, оттого и более трагичной кажется вся эта история. Есть много моментов, которые работают именно на эту идею. Например, когда мать Мартины была ещё беременна, она ходила к иконке мадонны просить о потомстве. А потом после расстрела, Мартина кормит маленького брата из бутылочки молоком. При этом взрослые столпились вокруг неё с умильными лицами. Такая «иконопись» позволила режиссёру сделать свою работу более объёмной, что помогло придать этой истории вселенский уровень. Ведь младенец, брат Мартины, которого она спасла от фашистов — это и есть тот, человек, который придёт и которому она ангельским голосом поёт колыбельную.
Post Scriptum. После показа Джованни Галавотти, один из сценаристов фильма, ответил на вопросы зрителей. В частности, он рассказал, что фильм снят на одном из болонских диалектов и основан на рассказах выживших очевидцев этой массовой бойни в Марцаботто; что актёры подбирались из людей, проживающих в местах, близких к тем, где произошла трагедия (естественно, большинство — непрофессиональные актёры, но многие играют в любительских театрах); что изначально, при создании сценария, главная героиня не была нема, и что идея лишить героиню голоса пришла уже в процессе его написания, из-за чего пришлось отказаться от уже написанных реплик и переписывать многие сцены.
Персона. Джорджо Диритти, режиссер, сценарист и монтажер, родился в Болонье 21 декабря 1959 года. Работал с разными итальянскими режиссерами, в частности, с Пупи Авати, занимался подбором актеров для фильмов, снимавшихся в области Эмилия-Романья, в том числе для фильма «Голос луны» (1990) Федерико Феллини. Участвовал в различных проектах киношколы «Ипотези чинема», основанной Эрманно Ольми. Снимал документальные и короткометражные картины, телевизионные программы. Его первый короткометражный фильм «Фуражка моряка» (1990) был представлен на многочисленных международных фестивалях. В 1993 году снимает телефильм «Почти год» (производство «Ипотези чинема» и РАИ-1). Его дебютная полнометражная игровая лента «И возвращается ветер на круги своя» (2005) участвовала в более 60 национальных и международных фестивалей и получила 36 премий, среди них «Давид Донателло» в 5 номинациях (в том числе за лучший фильм, лучшему начинающему режиссеру, лучшему продюсеру и за лучший сценарий) и 4 «Серебряных ленты».
Тот, кто придёт
Режиссёр Джорджо Диритти. 2009.
Исторический контекст. В сентябре-октябре 1944 года в ответ на боевые действия итальянского партизанского отряда «Красная звезда» немецкое командование приказало частям СС в этом районе применить тактику «выжженной земли». В итоге были расстреляны 1 тысяча 830 мирных жителей, среди которых оказались и 250 детей. В местечке Марцаботто было уничтожено 770 человек. Эта казнь мирных жителей вошла в историю как «массовое убийство в Марцаботто». Карательной операцией командовал майор СС Вальтер Редер, известный как один из самых жестоких исполнителей карательных операций. После войны трибунал города Болоньи приговорил палача к пожизненному заключению, однако через некоторое время он был помилован по ходатайству австрийского правительства.
Первые мысли. Фильм Джорджо Диритти — это ещё одна попытка отдать дань памяти невинно погибшим жертвам. Попытка, безусловно заслуживающая уважения. Снимать такое кино сейчас — процесс, во многом сравнимый с самоубийством. Только с той разницей, что самоубийство в данном случае имеет финансовые корни. Найти спонсоров на такой проект оказывается практически невозможным занятием, поскольку выгода практически равна нулю. Кто же согласится заниматься благотворительностью, если она не является отмывкой денег и не сопряжена с откатом? Однако вести разговоры на такие темы — вещь бессмысленная. Все всё знают — все всё понимают. Такова сегодняшняя реальность: знать, понимать и молчать. Тем и удивительно любое событие, выходящее из этого ряда, особенно когда оно созвучно с сопутствующими событиями.
Сценарий фильма начал создаваться в 2005 году. 8 февраля 2006 года военный трибунал города Ла Специя начал судебный процесс над бывшими нацистскими преступниками по обвинению в массовом убийстве гражданского населения в Марцаботто в 1944 году. В 2007 году десять из семнадцати представших перед судом эсэсовцев были признаны виновными, семеро — оправданы. Однако десять осуждённых преступников, находящихся на тот момент в Германии, не были экстрадированы в Италию по причине преклонного возраста. В 2009 году фильм вышел в прокат.
События в фильме начинаются менее чем за год до бойни в Марцаботто, зимой 1943 года, и показаны «взглядом снизу», глазами главной героини, немой восьмилетней Мартины (Грета Дзуккери Монтанари). Такой наивный, обыденный, как игра в расстрел у детей деревни, и часто избирательный взгляд словно разрывает фильм на осколки мозаичной жизни, наполненной разными происшествиями: ожидание рождение брата, причастие в церкви, школа, плетение корзин, немцы, увод скота, партизаны, расстрел пленного немца, наконец, рождение брата, расстрел деревни и так далее. Наполненность такими событиями диктует, по-видимому, и такой фрагментарный способ повествования, которые в конечном итоге рождает тот самый ужас, подводящий к самой трагедии и её последствиям, показанной, кстати, тем же взглядом вскользь. Сцена расстрела дана в рапиде, но при этом не слышно ни выстрелов, ни каких-либо других звуков, да и видим мы только лишь головы людей, которые вдруг резко падают вниз и остаётся только белое, молочное небо.
Но есть в этом фильме очень важный момент. Это тема присутствующей божественности, сопричастности, которую Диритти исследовал уже в своём дебютном фильме «И возвращается ветер на круги своя». Там за божественность отвечал юродивый. Здесь же режиссёр идёт дальше и рисует образ войны как девочки ещё не доросшей до материнства с младенцем. Оттого и более страшной, оттого и более трагичной кажется вся эта история. Есть много моментов, которые работают именно на эту идею. Например, когда мать Мартины была ещё беременна, она ходила к иконке мадонны просить о потомстве. А потом после расстрела, Мартина кормит маленького брата из бутылочки молоком. При этом взрослые столпились вокруг неё с умильными лицами. Такая «иконопись» позволила режиссёру сделать свою работу более объёмной, что помогло придать этой истории вселенский уровень. Ведь младенец, брат Мартины, которого она спасла от фашистов — это и есть тот, человек, который придёт и которому она ангельским голосом поёт колыбельную.
Post Scriptum. После показа Джованни Галавотти, один из сценаристов фильма, ответил на вопросы зрителей. В частности, он рассказал, что фильм снят на одном из болонских диалектов и основан на рассказах выживших очевидцев этой массовой бойни в Марцаботто; что актёры подбирались из людей, проживающих в местах, близких к тем, где произошла трагедия (естественно, большинство — непрофессиональные актёры, но многие играют в любительских театрах); что изначально, при создании сценария, главная героиня не была нема, и что идея лишить героиню голоса пришла уже в процессе его написания, из-за чего пришлось отказаться от уже написанных реплик и переписывать многие сцены.
Персона. Джорджо Диритти, режиссер, сценарист и монтажер, родился в Болонье 21 декабря 1959 года. Работал с разными итальянскими режиссерами, в частности, с Пупи Авати, занимался подбором актеров для фильмов, снимавшихся в области Эмилия-Романья, в том числе для фильма «Голос луны» (1990) Федерико Феллини. Участвовал в различных проектах киношколы «Ипотези чинема», основанной Эрманно Ольми. Снимал документальные и короткометражные картины, телевизионные программы. Его первый короткометражный фильм «Фуражка моряка» (1990) был представлен на многочисленных международных фестивалях. В 1993 году снимает телефильм «Почти год» (производство «Ипотези чинема» и РАИ-1). Его дебютная полнометражная игровая лента «И возвращается ветер на круги своя» (2005) участвовала в более 60 национальных и международных фестивалей и получила 36 премий, среди них «Давид Донателло» в 5 номинациях (в том числе за лучший фильм, лучшему начинающему режиссеру, лучшему продюсеру и за лучший сценарий) и 4 «Серебряных ленты».