209.73 КБ




Это такое смешное кино, про некоторое разочарование польской интеллигенции в Идеалах Западной Демократии, или, скорее, про разочарование в своих представлениях об этих самых Идеалах. 

По жанру фильм - "Черная Комедия", или даже, точнее, Стебная Трагедия. 

Смешного там не так чтобы очень и много, на самом-то деле.... 



Кратенький спойлер, чтобы было веселее и понятнее о чем речь в фильме:




Итак, 50-е годы прошлого века. В кадре семья польских либеральных интеллигентов. 

парализованная бабушка "из бывших, у которой коммунисты отняли дом, где теперь живет какое-то министерство, 

красавица-мама, у которой они же отняли аптеку, 

дурнушка-дочь у которой и отнимать-то уже нечего и, потому она редактирует никому не нужную фигную, типа современной поэзии, 

и сын-живописец, творящий в духе соцреализма портреты всяких там Феликсов Дзержинских и Болеславов Берутов, наступив на горло собственной Музе.



Вокруг - сплошной Социализм-Сталинизм с произволом ГБ, арестами соседей по ночам, прессованием поэтов и совершенным отсутствием поблизости какой-либо Свободы и Демократии.



НО семья, как и положено потомственным интеллигентам, свято верит в Идеалы Свободного Мира и Либеральные Ценности его же. 

И самозабвенно бережет эти Идеалы. 

Вот, к примеру, в ней с благоговением хранится, завещанный дедушкой, Доллар, чистого золота, 1881 года отлива, со словом "Liberty" на аверсе. 

(Они им любуются, иногда. В узком семейном кругу, естественно!) 

А когда настают совсем уж черные времена, и злобные Власти хотят эту последнюю Святую Реликвию у них отобрать, то интеллигентная и отважная дочка решает спрятать этот Символ Веры и Либерализма глубоко-глубоко внутрь себя.

Только не в Душу, как можно было подумать, а внутрь себя, буквально!

Т.е. - утром, она этот доллар кушает, вечером - выкакивает, потом опять кушает, потом, опять выкакивает. Ну, и т.д. 

Несколько утомительно и не очень эстетично, конечно, зато Символ надежно спрятан от вездесущего взора коварного ГБ. 

(На что ни отважатся смелые и интеллигентные девушки, ради Высоких Идеалов!)



Ну, тоталитаризм-тоталитаризмом, а жизнь - жизнью.

И потому, семья, крайне озабоченная личной жизнью девушки, постоянно стремится организовать ей подходящую партию. 

То это обижаемый властями поэт, то респектабельный бухгалтер с сильной придурью... 

В общем, жизнь идет сама в себе, пока не появляется ОН: 

молодой, красивый, как будто бы вышедший из девичьих грез, или сошедший прямиком с экрана американского кино. 

Сильно смахивающий на Хамфри Богарта (см. картинку), разве что, чуть повыше, и поширокоплечее. 

И, еще, на мой взгляд, несколько даже посимпатичнее, уставшего от Бытия и Пития американского киногероя.



250.60 КБ


ОН, как быстро проясняется, ГБ-шник на спецзадании по внедрению в интеллигентскую среду! 


Ну, то-се, ухаживания-розочки, пирожки-чаепития... Девица, естественно, влюбляется до безумия. 

В общем, он ее, в итоге, насилует прямо на обеденном столе, под инфернально-метафорическим портретом Карла Маркса.(Осуществляются девичьи мечты, надо понимать!) 

И тут сразу - саспиенс и резкий поворот сюжета, 

поскольку от такого классного траха из девушки, в один момент, вылетают все ее либеральные идеалы и убеждения. 

Т.е.буквально вылетают, и не просто метафорически. Иными словами, золотой доллар из нее вываливается и оказывается под столом, на котором ее только что оттрахали.



Как это у них там получилось технически, для меня, честно говоря, так и осталось большой загадкой, зато метафорически - ох как это верно, однако! 

Для женщины, как я понимаю, хороший трах, видимо, сильно-важнее всяких-там глупых идеалов. 

И это правильно! Иначе бы, род человеческий очень скоренько бы и навсегда прекратился бы! 

(Для мужчины, кстати, тоже. Если кто читал "Тараса Бульбу", у того сомнений на сей счет должно остаться очень не много. 

Там Николай Васильевич про то очень подробно и убедительно повествует.)



А дальше, вот, ГБ-шник совершает трагическую для себя промашку. Он пробует завербовать девушку для стука на ее начальника - самого главного редактора поэзии. 

А это уже посягательство на Душу и Нравственные Принципы Интеллигенции. ( Типа - насиловать-насилуй, но Душу не трожь!)



В общем, в итоге ГБ-шника убивают, потом труп растворяют в кислоте, потом оставшиеся косточки тщательно сортируют и закапывают в футляре из-под дедушкиной скрипки (тоже не слабая метафора!) в котловане, как раз удачно выкопаном под строительство очередной Сталинской Высотки. 

(Так что, кто там, у них, в Польше, на самом деле, пострашнее будет, ГБ или либеральная интеллигенция, это тоже еще вопрос для непредвзято мыслящего зрителя!)



Как уж водится, в таких случаях, девушка оказывается в положении, что происходит как раз на излете тоталитаризма. (Последнее проклятое наследие Сталинизма, так сказать!) 

И радостный протестный хохот по поводу кончины Вождя Всего Прогрессивного Человечества, перманентно так, переходит в родовые вопли. (Тоже интересная метафора, в некотором смысле!)



А дальше, как уж это принято в настоящем Кино,- Хэппи Энд, про наше с Вами время. 

(Типа кончилось ужасное Вчера и, наконец, наступило прекрасное Сегодня!) 

Картинка становится цветной. 

Девушка - сильно сгорбленной старушкой. 

Убиенный ГБ-шник - жертвой Сталинских Репрессий. 

Брат-художник пьет виски и творит уже современное искусство. 

(Оно у него по стенам развешано очень широко. Уж лучше бы, по-моему, Берута с Дзержинским рисовал, что ли!) 

Сын девушки вырастает в педераста, живет, естественно, в Штатах и как раз прилетает оттуда, чтобы познакомить маму со своим новым "другом".



В общем, все вокруг пляшут и поют и только сгорбленная старушка в день поминовения усопших ставит свечку перед сталинском зиккуратом, под которым покоится прах ее любимого ( женская душа потемки, все-таки!) и грустно так ковыляет по "потемкинской" лестнице, под душевную песенку Элвиса Костелло "Dont Let Me Be Misunderstood".



"Прости сынок, Я хотела как лучше,... пойми и прости... 

...Я так старалась .. и намерения мои были чисты... 

...Все мы не ангелы, и потому, иногда, не без придури ... 

...Подчас, я сильно жалею, о том, что натворила по жизни..."
- поет там, за кадром, Нина Симоне под финальные титры Картины. 


(Перевод вольно-смысловой, но вполне адекватный



Действительно, старались, действительно чисты, действительно, наворотили, действительно не без придури... кто бы спорил... 

---------------------------------------------------------------

Фильм этот, меньше чем за год, после выхода, собрал почти десяток всяких симпатичных призов на разных не менее симпатичных кинофестивалях. 

Он был широко анонсирован, как "Черная Комедия", что видимо, не совсем все-таки правильно. 

У авторов получилась, скорее, такая социально-философская драма, если можно так выразиться.



Смотреть фильм необычайно интересно и познавательно, поскольку он, просто, донЕльзя нашпигован всякими замечательными метафорами, что даже по спойлеру должно быть хорошо видно. 

Причем, часть метафор - открытые, добродушные и бесшабашные, а часть - скрытые, злобные и антилиберальные. 

И потому, самые интересные, на мой взгляд.



Вот, например, доллар 1881 года действительно существует. 

Это известная всем нумизматам монета по имени "серебряный доллар Моргана".



213.05 КБ


Только он, на самом деле, никакой ни золотой, а серебряный (что ясно даже из названия!), и ценность его (а в фильме именно на офигенную стоимость монеты постоянно делается упор!) героями очень сильно преувеличена.(Даже сейчас это где-то 30- 40$, не больше.) 

Понятно, что тут тоже метафора про либеральный порыв и последующую переоценку ценностей, но обидно как-то, все-таки...



И действительно, слово "Свобода" на аверсе там написано, хотя и ме-е-е-е-ленькими такими буковками. ( Герои этим гордятся и именно эту надпись прячут от злобной ГБ!) 

Только вот, на той монетке, есть еще одна интересная надпись, а именно, на Реверсе, что принципиально.(Отсюда , собственно, и название фильма!) И написан там такой вот слоган : "In God We Trust" 

"In God We Trust" ("Мы Верим в Бога" или "С нами Бог".) - Это - из американского гимна. 

Самые злобные и последовательные противники Либерализма, например, считают, этот слоган принципиально антихристианским, особенно в таком контексте, естественно. 

( Ну, как модернизированное выражение Протестантской Этики, от которой, на их взгляд, почти все беды современно Мира и проистекают). 

 На пряжках солдат Гитлеровского Вермахта было написано примерно то же самое. 

"Gott mit uns ", если дословно! Очень примечательное совпадение, на самом деле).



Да и сами американцы, оказывается, еще лет сто назад, активно дергались по поводу этого лозунга. 

В сенате, в свое время, даже сильно дебатировались друг с другом, на сей счет. 

Вот, Тедди Рузвельт, например, был категорически против упоминания имени Господа всуе и на деньгах, поскольку считал это богохульством и профанацией, а какие-то шутники сочинили такой афоризм :"In God We Trust, All Others Pay Cash", мол."Только богу даем в кредит, а остальные пусть гонят наличные!")



Потом все поуспокоились, попривыкли и уже как-то не обращают внимания на подобные пустяки. 

(Это полякам такие слова еще режут глаза и уши, да и то, с непривычки, видимо. Католики, однако....)



Хотя, тут и без всякой теологии все достаточно грустно и прозрачно, по-моему. 

Т.е. - "Свобода - Как Религия" в сильно смягченном варианте, и "Деньги, Как Религия" - в варианте менее смягченном. (Это если не только на аверс любоваться!) 

А это, та еще Религия, на самом деле! (Ну, многие уже и сами догадались, если по сторонам не забывали, иногда, смотреть!)



Ну, и с сыном-педерастом (Тот же Реверс, в общем-то, это если кто понимает, конечно...), несомненно, очень изящный художественный ход! 

Я вот, даже и не знаю, может при Тоталитаризма, но зато, с нормальными мужиками вокруг, оно как-то немного посимпатичнее будет. А? В определенном смысле, конечно. 



Тут надо будет знакомых женщин порасспрашивать поподробнее, при случае...

Интересно, что они скажут?


А кто мог про то знать, спрашивается? Да еще за противным Железным Занавесом? 

А надо было, видимо, Реверс сперва хорошенько прочитать, прежде чем внутрь себя запихивать, всякую гадость.