«Оскар»-2011: переживая за короля
(призовое противостояние мейнстримного и авторского кино закончилось не в пользу второго - что ни о чем не говорит, конечно, кроме как о вкусах Киноакадемии)

31.55 КБ

В воскресенье состоялась 83-я церемония вручения премий Американской киноакадемии «Оскар». Лучшим фильмом признан «Король говорит!» Лучший режиссер – Том Хупер («Король говорит!»). Лучшие исполнители главной мужской и главной женской ролей – Колин Ферт («Король говорит!») и Натали Портман («Черный лебедь») соответственно. Лидеры по количеству статуэток – «Король говорит!» и «Начало» (режиссер – Кристофер Нолан) – по четыре, однако, у «Начала» награды за технологию производства – спецэффекты, звук, монтаж звука, операторская работа. Неожиданностью стали скромные успехи прогнозированного фаворита – «Социальной сети» Дэвида Финчера: призы только за монтаж, за сценарий по литературному произведению, за саундтрек. Без статуэток остался вестерн «Настоящее мужество» Джоэла и Этана Коэнов – впрочем, братья уже были на вершине триумфа в 2008 году с драмой «Старикам здесь не место».
«Оскар» в этом году имел несколько любопытных особенностей.
Во-первых, среди номинантов в категории «лучший фильм» были четыре работы, снятые по реальным событиям, по сути, кинобиографии (байопики), причем эти ленты считались фаворитами: «Король говорит!» (выдвинутый в 12-ти номинациях), «Социальная сеть», «Боец», «127 часов».
Довольно неожиданная интрига возникла в номинации «лучший документальный фильм». Одним из пяти претендентов стал «Выход через сувенирную лавку», снятый знаменитым британским уличным художником Бэнкси. Бэнкси, как и все стрит-артисты, строго соблюдает анонимность: в «Лавке» его лицо скрыто капюшоном, голос изменен. Организаторы церемонии предупредили художника, что он не сможет прийти в костюме, скрывающем личность номинанта: «Представьте себе, что его фильм победит. На сцену выйдут пять человек в обезьяньих масках, и каждый будет утверждать, что он и есть Бэнкси. И кому же нам в таком случае вручать премию?» Впрочем, взяло верх твердое убеждение академиков, что неигровое кино должно заниматься исключительно публицистикой – победило банально, судя по откликам прессы, сделанное «Внутреннее дело» (режиссер – Чарльз Фергюсон) о причинах кризиса 2008 года.
Возвращаясь к номинации «лучший фильм», стоит отметить пестроту списка претендентов, порожденную изменением политики Киноакадемии: с прошлого года вместо традиционных пяти берут целых десять номинантов. Это приводит к тому, что за одну награду соперничают такие абсолютно несравнимые работы, как «История игрушек» и, например, «Зимняя кость».

Для постсоветского зрителя этот «Оскар» интересен еще и наличием режиссера украинского происхождения: жительница Лос-Анджелеса, внучка мигрантов из Украины Лиза Холоденко впервые вошла в золотую десятку с мелодрамой «Детки в порядке».

За исключением перенасыщенного спецэффектами и боевыми сценами «Начала» и вестерна Коэнов, почти весь список занимают камерные драмы, кстати, вполне успешные в прокате. Неизвестно каким образом (наверное, все же сработало демократичное расширение списка) здесь появилась картина американки Дебры Граник «Зимняя кость»: действительно авторское (что подтверждено призами фестивалей в Берлине и Санденсе), мрачное, местами даже безнадежное по настроению независимое кино, построенное на сильных характерах, этакая малобюджетная семейная сага – кстати, название «Настоящее мужество» вполне подошло бы и этому фильму. И если уж говорить о личных кинокритических предпочтениях, то из всей десятки именно «Кость» – это действительно художественно стоящее, не подстроенное под массовые вкусы повествование о простых людях, которые, даже борясь за выживание, сохраняют собственное достоинство и способность хоть кого-то любить.

В категории «лучшая полнометражная анимация» противостояние авторского и коммерческого искусства повторилось в том, что сюда попали, с одной стороны, «История игрушек», с другой – изысканный «Иллюзионист» одного из лучших мировых аниматоров, француза Сильвена Шоме. Шоме уже был среди номинантов с прекрасным «Трио из Бельвиля» (2003), но статуэтку тогда отдали очередной диснеевской однодневке «В поисках Немо». Чуда не произошло и на этот раз: снова решили, что анимация создается только для детей.
Авторитет «Оскара» в том, что эта награда дает определенную подачу обществу, определяя его настроение. Следовательно, на сегодня актуальны не фильмы о новом интернет-поколении, начинающем править миром, а по-британски сдержанное кино о правителях прошлого, о том, что и сам король – тоже человек, равным образом смешной и трогательный, слабый человек, нуждающийся в своевременной помощи сообразительного джентльмена из народа; и, в конечном итоге, рассказ об уязвимом и талантливом эгоцентрике проиграл истории крепкой мужской дружбы.
Полный список победителей «Оскара-2011»:
Лучший фильм: «Король говорит!», режиссер – Том Хупер.
Лучшая режиссура: Том Хупер за «Король говорит!»
Лучшая мужская роль: Колин Ферт («Король говорит!»)
Лучшая женская роль: Натали Портман («Черный лебедь»).
Лучшая мужская роль второго плана: Кристиан Бейл («Боец»).
Лучшая женская роль второго плана: Мелисса Лео («Боец»).
Лучший иностранный фильм: «Месть» (Сюзанн Бир (Дания).
Лучший полнометражный мультфильм: «История игрушек-3» (Ли Анкрич)
Лучший монтаж – «Социальная сеть».
Лучшая работа художника-постановщика – «Алиса в стране чудес» (режиссер – Тим Бертон).
Лучшая операторская работа – «Начало».
Лучшие костюмы – «Алиса в стране чудес»
Лучшая документальная полнометражная лента – «Внутреннее дело».
Лучший документальный короткометражный фильм – «Здесь нет чужих».
Лучший грим – «Человек-волк».
Лучшая музыка – «Социальная сеть».
Лучшая песня – We Belong Together из «Истории игрушек-3».
Лучший короткометражный мультфильм – «Потеря».
Лучший короткометражный фильм – «Бог любви».
Лучший монтаж звука – «Начало».
Лучший звук – «Начало».
Лучшие спецэффекты – «Начало».
Лучший сценарий по литературному произведению – «Социальная сеть».
Лучший оригинальный сценарий – «Король говорит!»

Дмитрий Десятерик