
Не знаю, Россия ли родина слонов, но Норвегия родина троллей точно. Их здесь полно: маленьких в сувенирных лавках, побольше — в правительстве, и уж совсем больших — в лесах и горах. Но существование последних — тайна; тайна, которую предстоит раскрыть трем студентам, снимающим курсовую.
Надо сказать, что за внешним слоем иронии и стеба, которым окружен фильм (бланки на уничтожение троллей, импорт хорватских медведей и т. д.), скрывается неподдельная любовь норвежцев к этим носатым и хвостатым обаяшкам, питающимся камнями, не переносящим христиан и солнечного света. Вглядитесь: это ведь глубинный архетип настоящего норвежца — жителя страны камней и туманов, потомка язычников-викингов, но в то же время добродушного и спокойного увальня. Поэтому фильм, скроенный по формату псевдодокументального триллера (а-ля «Ведьма из Блэр»), несет в себе много больше простого желания пощекотать нервы. И тролли вызывают больше сочувствия и умиления, чем страха, и опасности исходит больше от людей, чем от неуклюжих гигантов. Вот как нужно снимать жанровые шедевры вне стен Голливуда: с уважением и любовью к национальным традициям, с подтекстом и глубиной, иронизируя над самим собой. Норвежцам это удалось на все сто.