Если и есть режиссёр, который снимает так, как пишет Габриэль Гарсия Маркес, то этот режиссёр - Эмир Кустурица. "Время цыган" - лучший фильм из всех, что я видела за последнее время. В нём живёт тот же дух, который пронизывает "Сто лет одиночества". В рецензиях я читала, что это пародия на Крёстного отца. Пусть так, но пародия явно превзошла оригинал. Может быть, я вообще больше склонна к творчеству людей из Восточной Европы и стран третьего мира, поэтому американская трагедия меня, как правило, трогает мало. Да и того накала чувств, той абсурдности, яркости жизни, той трагичности у Копполы, без сомнения, нет. Да и при всём моём уважении к Мариконе, Брегович здесь положил его на обе лопатки. ИМХО. Я думаю, это один из лучших фильмов мирового кинематографа, фильм, который надо посмотреть каждому, хотя бы для того, чтобы осознать, зачем ты живёшь. Почувствовать цену своей жизни.



Мистический реализм, иногда парадоксальный, иногда смешной, но такой, который вплетается в обычную жизнь, не оставляет ощущения, что ты посмотрел фантастику или сказку. Навсегда остаётся чувство, что наша жизнь - полна чудес. Просто мы их не замечаем. Нет ничего трогательней и пронзительней сцены, когда молодая жена ушла в поле рожать. Парящая в воздухе невеста, жизнь, смерть и магия переплетаются так плотно, что понимаешь, что вся наша жизнь - круговорот... Горе и радость, боль и счастье - всё рядом. Одного без другого нет.

Романипэ - это цыганский дух, цыганская сущность, если у человека есть романипэ - то он цыган, даже если он не цыганского происхождения. И в любом конце света у него дом, и везде у него семья, потому что нет больше такого народа, который расселился бы по всему миру, у которого настоящей родины практически нет.

Так вот, этим романипэ пронизан весь фильм. Никто не может так горько плакать, как цыган. Потому что цыган уже терял всё в этой жизни. И потеряет ещё столько же. Никто не может так смеяться. Потому что цыган знает цену каждому дню. Потому что он - дитя удачи. Потому что он знает, что может смеяться в последний раз в жизни...

Дайвор Дуймович - актёр, который сыграл Перхана. Этот молодой парень умер в возрасте 30 лет. Покончил с собой из-за глубокой депрессии. Выходит, что и жил так, как играл... Меня больше всего поражает музыка в фильмах Кустурицы... Люди занимаются любовью, убивают друг друга, женятся, хоронят, вешаются, а кто-то в этот момент играет на аккордеоне... Посреди всеобщего хаоса. Посреди жизни и смерти. Потому что иначе слишком страшно жить. Потому что только музыка даёт смысл, когда смысла вообще нет...

Но время цыган неудержимо проходит. Потому что люди перестают верить в чудо...А чудеса перестают появляться, когда в них не веришь... Да и свобода теперь - просто товар, который толкают с экрана телевизора. Но где-то, наверное, остались-таки те самые свободные цыгане, да и не цыгане - люди, у которых есть романипэ, которые, как в поле ветер, у которых везде дом, и которые могут плакать и смеяться так, что боги спустятся посмотреть и осыплют золотом с неба свободный бродячий табор, и дадут удачу своим детям с огнём в сердце...