Вдали от мегаполисов, куда еле дотягиваются щупальца цивилизации, традиционно царит Хаос, закон джунглей и право сильного. Как нелегко придётся в горных районах Кавказа без АК, так и в прериях не выжить без револьвера. Хаос не щадит слабых. Хотя, если сразу не сожрёт, то, как говорил Ницше, сделает сильнее.

Генетический ультралиберальный социал-дарвинизм западного литературного гения породил такие жанры, как пиратские приключения, гангстерскую сагу, героическое фэнтези про аморального мерзавца Конана (автор Роберт Говард рос в Техасе и без двух пистолетов на улицу не выходил), постапокалиптику, сталкерская ветка которой особенно популярна у нас. Здесь речь пойдёт о т.н. вестерне.

Когда чудо цивилизации синематограф только набирал обороты, каждый второй фильм был про жителей дикого запада: бандитов, разномастных законников и простых вооружённых погонщиков скота. Из-за исторической близости, само собой. Волшебство объектива стремительно превратило убийц и грязную деревенщину в харизматичных рыцарей без страха и упрёка. Идеализировать подобным образом свою историю - это нормально, взять хотя бы фильмы Эйзенштейна. Америка – страна авантюристов, а вестерны – её былинный эпос. Но, как и любой эпос, к двадцать первому веку вестерн истёрся до дыр и скатился в некую помесь самопародии и исторической драмы. Данное кино – ярчайший образчик.

Последнее время полноценных вестернов выходит крайне мало, навскидку можно вспомнить лишь «Поезд на Юму» и «Открытый простор».

Если классические спагетти-вестерны Серджио Леоне были пафосны и высокохудожественны до арт-хаусности, то маца-вестерн братьев Коэнов, снятый под художественным руководством Стивена Спилберга, предсказуемо постмодернистичен. Что-то вроде «Пиратов Карибского моря» в своём жанре, но с мощным налётом серьёзности и фестивальности. Спилберг всегда иронично относился к истории Соединённых Штатов, а от Коэнов так и ждёшь чёрной комедии абсурда, но данный фильм – экранизация, поэтому шуток-прибауток не густо, хотя цинизм происходящего более чем веселит. Так или иначе, 10 номинаций налицо, а это что-то да значит.

Дело происходит после гражданской войны в США. Негры уже не рабы, но ещё и не законодатели моды и стиля. Сказ идёт о юной железной леди, которая, словно атомный ледокол, прёт сквозь преграды к своей параноидальной сверхцели. Отца её в пьяной драке пристрелил какой-то залётный. Прощать такое нельзя, и вот она нанимает самого жёсткого из бывалых федеральных маршалов (это такие судебные приставы федерального уровня). По ходу пьесы к ним прибивается техасский рейнджер (областной оперуполномоченный), разыскивающий того же гастролёра за убийство техасского сенатора и его собаки. Северянин, южанин и девчонка не без тёрок составили пучок цепких, так сказать, щупалец цивилизации, стремящихся погубить очередную свободолюбивую душу.

Стальная кнопка в исполнении Хейли Стейнфелд – самый мужественный мужик из всей команды. Девчонка справедливо номинирована на Оскар за лучшую женскую роль второго плана. На церемонии болеть строго за неё!

Непросыхающий одноглазый старикан-пристав в исполнении Джеффа Бриджеса является мощнейшей иллюстрацией к сочетанию русского менталитета и легализованного короткоствола. Бухая клоунада с лихвой компенсируется богатым жизненным опытом и бескомпромиссной агрессивностью. Ещё бы, в условиях полуанархии восстановление порядка внешне неотличимо от беспредела, взять хотя бы сталинские тройки и особые совещания.

Крутой Уокер из Техаса в исполнении Мэтта Деймона одновременно забавен и трогателен. Страдает садо-мазо-педофильскими наклонностями и всю вторую половину фильма шепелявит из-за простреленного языка. При ходьбе звенит.

Джош Бролин как-то раз сыграл самого Джорджа Буша-младшего, а с Коэнами очень продуктивно поработал в «Старикам тут не место». Здесь он тот самый неприкаянный бомж, которого всё кино ищут. Серийный убийца на поверку оказывается унылым простоватым мужичком, которого без сожаления кинула приютившая банда. У атамана в исполнении Барри Пеппера (снайпер из «Спасти рядового Райана»;) запомнились натурально гнилые зубы и смешные бараньи штаны. В одноимённом фильме 1969 года с Джоном Уэйном эту роль играл Роберт Дюваль.

Снят фильм без особых художественных изысков, зато в сочной реалистической манере. Посмотреть кино, что на диком западе побывать. Правильная ковбойская музыка. Спецэффекты и картон в глаза не бросаются, поведение персонажей понятно и естественным образом вызывает сопереживание. Не персонажи – люди!

Зная творчество Коэнов, можно сказать, что в фильме нет недостатков, которые нельзя было бы списать на неоригинальность сюжета. Оскар за лучший фильм он вряд ли получит, но номинацию заслужил – хорошие чёрные комедии снимают редко.

Итого: крепкий качественный вестерн с элементами сложного жанра имени братьев Коэнов.