Наконец свершилось – я посмотрела новый фильм Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный король». Все ругательные, резко-негативные отзывы, которые я читала об этом фильме, подтвердились в полной мере. Даже не знаю, чему начать возмущаться в первую очередь: отвратительным мерзким крысам-гестаповцам, просто неуместным в детском фильме, ужасному переводу песен, которым умудрились испортить музыку Чайковского, или совершенно дурацким образам Эйнштейна и Зимней Феи.



Итак, сюжет таков: в Вене 20-х годов прошлого века девочка Мери скучает и жаждет приключений и тут, когда ее родители уезжают на бал, на котором должен быть сам доктор Фрейд (!), ее дядя Альберт (Эйштейн) приносит Мери куклу Щелкунчика (довольно уродскую, как по мне).

Дядя Альберт поет нелепую песенку о теории относительности и объясняет, что у каждой куклы есть душа. Мери почему-то сразу проникается к Щелкунчику искренней симпатией (поразительно, ЧТО маленькую девочку привлекло в этой пучеглазой фигурке с нелепой треуголкой, как у Наполеона), и ее искренняя вера приводит к тому, что Щелкунчик вырастает до размера обычного мальчика, начинает говорить и двигаться. Честно скажу, лучше б он был неподвижен и молчал. Во-первых, озвучка Щелкунчика отвратительна – какой-то визгляво-противный голос, а во-вторых, несет он какую-то ахинею: «Нам нужен план, у нас должен быть план!». Судя по его нервному поведению, план он потом все-таки нашел и употребил его.

Щелкунчик, который просит называть его загадочным именем НС, рассказывает Мери леденящую душу историю, как в прошлом году на ЕГО город напали полчища крыс во главе с Крысиным королем, самого Щелкунчика-принца превратили в деревянную игрушку, и только девочка, которая поверит в то, что он живой человек, сможет его расколдовать. А тем временем Крысиный король, который боится солнечного света, построил Фабрику дыма, где сжигает детские игрушки. Получается, что, если у кукол есть душа и они вполне живые, то эта Фабрика дыма - настоящие гестаповские печи, в которых сжигали узников концлагерей. Неплохой поворот для детского рождественского фильма, не правда ли?

Мери соглашается попасть в мир Щелкунчика, они взбираются по гигантской елке и на ее верхушке встречают Зимнюю фею типа крестную, которую играет жена Кончаловского - Юлия «Едим дома» Высоцкая. Она поет какую-то дрянную песенку, Мери со Щелкунчиком танцуют вальс, Щелкунчик становится обычным мальчиком, все счастливы.

Но враги не дремлют. Парочка отвратительных летучих крыс,
которые изъясняются примерно так: «жесть», «он подцепил блондинку», «галимый музон», докладывают Крысиному королю (Джон Тортурро в озвучке Фили Киркорова), что Щелкунчик ожил. Пред нами предстает царство Крысиного короля: железные крысобайки,огромные базуки в руказ крыс, одетых в фашистские каски. Крысиный король выглядит и ведет себя в точности как Сергей "Звезда-в-шоке" Зверев, особенно удался паричок. В большой бассейне плавает акула, которую главный Крыс убивает разрядом тока, акула долго вздрагивает от разрядов, погибая в мучениях, а потом всплывает брюхом вверх. Мне и сейчас неприятно было смотреть эту сцену, а если б мне ее показали в детстве, я думаю, я бы спряталась под кресло от страха. Мать Крысиного короля – Крысиная королева (в озвучке Аллы Пугачевой) – мерзкая и отвратительная баба, которая пьет крысиный яд из бокала с соломинкой и длинными желтыми зубами кусает сына за ослушание.

Многие зрители и критики называли этот фильм «покушением на детство» и «убийством сказки». Теперь я понимаю, что они имели в виду. Кончаловский говорил, что замысел фильма зрел у него 40 лет, его воплощение на экране обошлось в 55 миллионов долларов, а в результате получилась не милая детская сказка под Рождество, где добро всегда побеждает зло, а отвратительные, как сгнивший труп, о мерзких тварях-гестаповцах.