Начнём с краткого экскурса в историю. Сказка "Щелкунчик" была написана Гофманом в далёком 1816 году. В чуть менее далёком 1892 Пётр Ильич Чайковский создал по её мотивам одноимённый балет. И уже в совсем близком 1973 мегакорпорация Союзмультфильм представила вниманию советского зрителя получасовой мультик по мотивам этого балета. Сюжет произведения претерпел некоторые изменения в угоду господствующей идеологии. Девочка, которой в книге щелкунчика подарил дядюшка, стала уборщицей в господской семье, а борьба с крысиным королём приобрела поистине революционный характер. Несмотря на искажения источника, получилось неплохо. До "Троих из Простоквашино" произведение несколько не дотягивало, но по сравнению с непонятным детской аудитории "Ёжиком в Тумане" выглядело просто волшебно.

По утверждениям режиссёра, он работал над "Щелкунчиком" около сорока лет, так что можно предположить, что идея пришла к нему одновременно с появлением Союмультфильмовской интерпретации сказки. Кончаловский точно также решил, что отделить Щелкунчика от музыки Чайковского никак нельзя, но посчитал уместным написать на неё какие-то слова. Вопреки бытующему мнению о невозможности искажения классических произведений этот шаг кажется мне более чем оправданым и практически необходимым. Если кто-то сомневается, предлагаю посчитать количество кинолент с музыкой и без слов за, допустим, последние 10 лет. Результаты, думаю, говорят сами за себя.

Несмотря на отсуствие цензуры, сюжет в фильме 2010 года тоже не вполне соответствует оригиналу. Не думаю, что подробное перечисление искажений имеет смысл, так как перед нами всё-таки произведение по мотивам сказки почти двухсотлетней давности, а не очередной ремейк какого-нибудь Бэтмена. Однако ж от замечания, что братца главной героини, которого в книге звали Фрицем, зачем-то переименовали в Макса удержаться практически невозможно. Дядюшку Альберта, изрядно напоминающего своего тёзку Эйнтштейна, кстати, на самом деле звали Дроссельмейер. Но выговорить это слово я могу только с третьего раза, так что в данном случае, факт смены имени лично меня только радует.

Тут хотелось бы сделать лирическое отступление и сказать пару слов поборникам недопустимости внесения изменений в текст Гофмана. Есть стойкое ощущение, что если оригинальный сюжет не искажать, то фильм снятый по мотивам Щелкунчика будет ужасом помрачнее порождения корейского разума под названием Oldboy? Вы помните, что в оригинале вся (я подчёркиваю, вся) родня королевы крыс была казнена только за то, что съела лишку королевского сала? Вы готовы показывать детям Sin City? Вот и Кончаловский, судя по всему, не готов. И кстати упомянутый выше дядя Альберт очень похож на свой прототип, который в книжке временами пугает до жути.

Но продолжим. Некоторые не верят, что замысел Щелкунчика вынашивался больше тридцати лет, но я серьёзно подозреваю, что так оно и было. Фильм пестрит отсылками к другим произведениям кинематографа, но редко какому из них меньше десяти лет от роду. Или даже пятнадцати, полной уверенности у меня нет. Исключение составляет только сцена сжигания игрушек, очень похожая на такую же сцену из Toy Story 3, но этот мультфильм появился летом 2010 года. Щелкунчика к тому моменту уже сняли. Так что, если сам Кончаловский не заявит обратного, придётся признать, что сходство чисто случайно. А в остальном почти все аллюзии родом из прошлого века. Король крыс сильно напоминает короля гоблинов Джаррефа из Лабиринта, его летучие приспешники заставляют вспомнить одновременно про второго Горца и сериал Капитан Пауэр, а при виде крысобайков перед глазами моментально всплывают Мыши рокеры с Марса. Современная молодёжь конечно не поймёт, но тем, кто помнит и любит шедевры прошлого будет очень приятно с ними повстречаться.

Жаль, что аллюзиями и переменованием дядюшки и брата дело не ограничилось. Крысиная королева настолько отвратительна и развратна, что показывать её детям решится не каждый родитель. Герои временами ведут себя так, как надо по сюжету, а не так, как должны вести себя нормальные люди. Часто в речи персонажей проскальзывает молодёжный жаргон конца прошлого века. Периодически происходящее на экране до одури напоминает артхаус, что в плане сборов скорее минус, чем плюс. Ну и Щелкунчик, когда превращается в человека - какой-то негероический.

Резюмировать впечатления от  сложно. Сказать, что плюсы перевешивают минусы увы не получается. Не получается и наоборот. Но картину определённо стоит посмотреть, хотя бы для того чтобы увидеть каким мог бы получиться Щелкунчик Союзмультфильма, если б его сняли на 40 лет позже.