Наконец-то удалось отобрать ТОР5 фильмов, которые в этом году произвели на меня наибольшее впечатление. Получилось, конечно, крайне субъективно. Но все это mustsee: Кроме Фиггиса в топ попал фильм Альмадовра, Фосса, Коэнов и классический американский нуар.

#1 Leaving Las Vegas (Figgis), 1995
7,6 IMDB
Leaving Las Vegas
Тяжелый фильм, очень "американский" и уникально притягательный. Герой Кейджа разочаровывается в жизни и, оставив карьеру сценариста, уезжет в Лас Вегас, чтобы... упиться до смерти. От этих планов его не может заставить отказаться и его новая любовь - проститутка Сера. Много выпивки, секс, казино, романтика, жизнь и смерть. Блестящее, многоплановое кино заставляет задуматься о мимолетности человеческих отношений, о судьбе женщины, которой не на кого положиться, об усталости, которой переполняет нас несовершенство этого мира, о красоте увядания. Ну и, главное, оффигеть от того, как это и не только это прочувствовала команда Фиггиса. Как сказать еще проще? Кино о том, как один парень перестал верить в то, что все будет хорошо.

Ben Sanderson: Don't you think you'd get a little bored, living with a drunk?
Sera: Well... that's what I want.
Ben Sanderson: You haven't seen the worst of it. I knock things over... throw up all the time. These past few days I've been very controlled. You're like some sort of antidote that mixes with the liquor and keeps me in balance. But, that won't last forever.



#2 Carne Tremula (Almodovar), 1997
7,5 IMDB

Потрясающее кино, многоплановое и яркое, тонкое, красивое и естественное. Неопытный ухажер заваливается в квартиру возлюбленной и ненароком попадает в перестрелку, в которой ранит полицейского. Выйдя из тюрьмы узнает, что мать его умерла, оставив ему заработанную проституцией недвижимость, а возлюбленная замужем за инвалидом-полицейским. Впрочем парня не останавливает и это и, набравшись опыта, он вновь пытается добиться ее. На самом деле это только половина сюжета, что в общем только подчеркивает тот факт, что в фильмах Педро кроме очевидного (ну да, любовь не знает границ и рассудка) всегда есть скрытый, едва уловимый смысл, а также множество ярчайших самоценных сцен и режиссерских ходов (см. пожар на кухне Биктора). Единственное, что меня расстраивает в фильмах Альмодовра – это то, что я посмотрел уже почти все.


#3 Lenny (Fosse), 1974
7,6 IMDB

Сильная драма, пока что мой любимый у Фосса. Фильм повествует о нелегкой судьбе комика Ленни Брюса, который оказался слишком смелым и острым парнем для Америки 50-60х, посчитавшей его шутки оскорбительными для общества. В отличие от Союза, где все всегда было нельзя, в Штатах народ сходил с ума периодически и проводил компании по травле то Элвиса, то Битлов, то Джима Мориссона. Ленни, пожалуй, пришлось тяжелее. Впрочем, история как всегда расставила все по своим местам, Дастин Хоффман потрясающе воплотил образ сатирика, фразы его становятся крылатыми, ну и, конечно, по сравнению с тем, что творится сейчас, ругательства Ленни кажутся нам невинными шалостями, то есть дело его живет и цветет)

Lenny Bruce: "Fuck you." Never understood that insult, because fucking someone is actually really pleasant. If we're trying to be mean, we should say "unfuck you!"
Lenny Bruce: The problem is we always expect women to be a combination sunday school teacher, and $500-a-night hooker!


#4 A Serious Man (Ethan & Joel Coen), 2009
7,2 IMDB
A Serious Man
Парня зовут Ларри Гопник. Он преподает математику, пытается в любой ситуации вести себя достойно, следовать всем предписаниям религии и вообще быть ответственным и серьезным парнем. Но так уж складываются обстоятельства, что день ото дня жизнь давит на него все сильнее, а он остается серьезным парнем, что почему-то вызывает у окружающих не один только восторг. В общем у братьев Коэнов получился очередной ироничный и циничный фильмец: специфическое чувство юмора и легкость подачи в беседе о самых серьезных вещах. Пожалуй, лучший из последних коэновских... наверно здорово смотреть, например сразу после бенюэлевского Ragin.


#5 Detour (Ulmer), 1945
7,4 IMDB
Detour
Хороший коктейль нуар-роуд-муви с сюжетом, который можно описывать массой красивых слов о повороте судьбы и проч. и проч. «Окольный путь» можно поставить в ряд с такими фундаментальными шедеврами большого американского кино как «12 разгневанных мужчин», не так давно спародированных самим батюшкой Никитой Сергеевичем. Кстати, U-Turn («Поворот»;) Оливера Стоуна представляет собой вариант сюжетной конструкции этого фильма Ульмера. История вроде бы простая - простой пианист пересекает Америку на пути к своей невесте, но по дороге случайно убивает незнакомца, берет его машину и документы, и впадает в еще большую передрягу. На отдельных поворотах сюжета вспоминается и "Ragtime" Формана, и "Passenger" Антониони - ходы этого фильма переходят от картины к картине. Честно говоря, мучительно трудно представить себе фильм в цвете, но судя по обложе...

Al Roberts: That's life. Whichever way you turn, Fate sticks out a foot to trip you.
Vera: Life's like a ball game. You gotta take a swing at whatever comes along before you find it's the ninth inning.
Al Roberts: You read that somewhere...

Charles Haskell Jr.: I was tussling with the most dangerous animal in the world, a woman.