Европа, Ларс фон Триер, 1991
Фильм "Европа" Ларса фон Триера по-настоящему потрясает. Затягивает и накрывает с головой. Свет, звуки, акценты, закадровый голос – все это создает особую эстетику и атмосферу.
В фильме показана послевоенная Германия. В эту разрушенную страну приезжает молодой американец с целью "сделать что-то доброе для этой планеты". Он не был на войне, не испытывал на себе всех тех ужасов, что бушевали в Европе во время войны, поэтому воспринимает действительность по-другому, чем европейцы, на чьих глазах происходил весь кошмар. В то же время он оказывается перед лицом страшной действительности, царящей в Германии после войны, и ее последствий.
Он женится на немке, о которой почти ничего не знает. Сам того не замечая и не желая молодой человек оказывается втянутым в деятельность членов вервольфа – подразделения, созданного для проведения подрывных действий на территории, занятой союзными войсками. При этом создается впечатление, что для все происходящее для героя – не реальная жизнь, а картина, которую он наблюдает на расстоянии. Ужас произошедшего и его последствия потрясают молодого человека, он не понимает, что делает здесь и как поступить дальше.
В конце фильма главный герой будто просыпается от сна и видит все то, что происходит вокруг. В нем просыпается ненависть и он, наконец, может смотреть открыто. Но при этом к такой осознанности двойственное отношение: с одной стороны – это прогресс в его восприятии реальности, с другой – это истерика, которая вызвана уродствами окружающей действительности.
Интересный аспект показан в отношении американских войск: один из представителей высказывается, что ему все равно, если «немец убивает немца». При этом ясно просматривается, прежде всего, экономическая выгода, а кто ее приносит – не так уж важно. Глаза закроют на многое. Таким образом, отображено равнодушие американских войск к человеческой трагедии, которая произошла в Европе.
Еще одна замечательная особенность фильма - закадровый голос, который вводит в гипноз то ли зрителя, то ли главного героя. Картины действительности и навеивания переплетаются, и зритель полностью погружается в неповторимую черно-белую атмосферу этого сильного фильма.