Реж. Даррен Аронофски
В ролях: Натали Портман, Мила Кунис, Венсан Кассель, Вайнона Райдер, Барбара Херши

На излете года, уходящего в историю стремительно и неумолимо, приятно оглянуться и констатировать, что он принес нам, киноманам, немало прекрасных новых картин талантливых режиссеров. Несомненно, одним из ярчайших событий стал долгожданный фильм Даррена Аронофски «Черный лебедь» (Black Swan). Даррен, как водится, завернул мощнейшую интригу, и так мастерски ее заснял, что катарсис при вдумчивом просмотре практически неизбежен.

Сюжетные лабиринты закручиваются вокруг балерины Нины Сэйерс, которая скромно тянет балетную лямку в труппе города Нью-Йорка. Перфекционистка Нина вкалывает у станка, как не снилось самому Стаханову. Однако надежд на мировую славу не питает, хотя, конечно, в тайне надеется и мучается, бедняжка, в бессильном отчаянии.



И вот, в один прекрасный день, ее выдающееся трудолюбие приносит плоды. Авторитетный постановщик Томас Лерой вознаграждает ее старания предложением главной партии в балете «Лебединое озеро». Нина должна сменить достигшую пенсионного (по балетным меркам) возраста приму и сплясать за обеих лебедушек: за черную и за белую. И если с белым лебедем все вполне в ажуре, то с черным возникают серьезные проблемы. Не тот у скромной Нины характер, чтобы вжиться в перья мрачной искусительницы. И без того пошаливающие нервы Нины начинают сдавать окончательно.



Ну, посудите сами. Лерой все время недоволен и требует от Нины больше секса. Причем не только в поведении на сцене. Другими словами, попросту пристает под предлогом раскрепощения для наилучшего исполнения роли. А Нина, надо заметить, о сексе имеет крайне расплывчатое представление, потому что живет с деспотичной мамой. Мамаша жестко пресекает любые поползновения дочери, заботясь о ее карьере и сожалея о собственной пропащей для балета жизни. Коллеги по труппе завидуют, шипят и плюются ядом. Вышедшая на пенсию экс-прима мерзко истерит и громко страдает, понося бедную Нину последними словами. Вдобавок появляется какая-то мутная дамочка по имени Лили. Болезненно подозрительной Нине сразу становится ясно – мерзавка Лили хочет утянуть у нее роль. К тому же в образе черного лебедя знойная Лили танцует как минимум не хуже, чем Нина. И как тут не слететь с катушек?



Впрочем, обозначенные психологические трения, в общем-то, пустяки, по сравнению с тем, как это все поставлено и сыграно. Надо признать, что такой роскошный шедевр мог создать только гений Аронофски. Он в полной мере постиг все тонкости киноремесла, и делает со зрителем абсолютно все, что ему заблагорассудится. Вот на экране ничего вроде бы не происходит, а ты сидишь на краешке кресла и ерзаешь от нервного ожидания какой-то смутной беды. Атмосфера настолько густая, что, кажется, ее можно резать осколком зеркала.

Картину часто сравнивают с такими фильмами Поланского, как «Отвращение» и «Жилец». Но, если уж сравнивать, то я бы скорее вспомнил «Пианистку» Ханеке: примерно те же проблемы, похожая ситуация, шокирующий финал. Тотальная затюканность Нины постепенно сводит ее с ума и бросает в пучину смерти прямо с ослепительной вершины славы и успеха. «Черный лебедь» – это и психологический триллер, и драма одновременно.

В завершение хочется отдельно отметить потрясающую игру Натали Портман. Конечно, высочайших похвал заслуживает весь актерский ансамбль, но Портман играет просто невероятно! Не говоря уж о том, каких физических и душевных усилий ей стоили съемки и подготовка к ним. Долгие месяцы упорных тренировок с полной самоотдачей, травмы, потеря веса – это ли не актерский подвиг, достойный восхищения! И какая блестящая роль в результате! Браво, Натали! (Бурные аплодисменты, переходящие в овации.)