«Сестры»\« Sisters» (1973)

Сценарий: Брайан Де Пальма, Луиса Роуз
Оператор: Грегори Сэндор
Композитор: Бернард Херрманн

«Вот почему я так тяжело больна – кто-то позвонил мне по телефону!»

Чернокожий паренек попадает в интерактивную теле-передачу «Рeeping tom» /«Подглядывающий», или если же перевести дословно «слишком любопытный человек» (так же хотел бы заметить что фильм с одноименным названием, режиссера Майкла Пауэлла является одним из любимых фильмов Де Пальмы, а тема подглядывания является его главной темой периода 70х и начала 80х годов). Участникам шоу предложено угадать, как начнет вести себя негр-паренек, которому в раздевалке подсунули слепую девушку (которая на самом деле является подставной моделью). Будет ли он наблюдать за оголением красивой девушки или же поступит как истинный джентльмен?

В итоге это мы становимся подглядывающими, мы являемся зрителями этого параноидального кроваво-красного шоу, которое перед нами решил разыграть мастер-постановщик. Это мы становимся тем обманутым пареньком. Это нас ловят на крючок, и мы преспокойно заглатываем нож, как наживку. Ведь тень сестры, которую мы успеваем подглядеть на двери, так похожа на силуэт «сумасшедшей мамаши Бейтс», и вполне можно предположить судьбу паренька-негра. Но время намеренно растягивается, отодвигая кровавый исход подальше – человек украшающий торты еще не пришел, необразованная кондитерша намеренно долго выводит поздравление кремом. В это время сестре-модели становится совсем плохо, а ведь в этом виноваты мы! Ведь мы выкинули ее таблетки в раковину – исход совсем близок…
Но нет! Де Пальме обязательно нужно показать «бывшего мужа» курящего в машине, паренька негра, так долго блуждающего по коридорам, выбирающего самый большой нож для торта, поджигающего все свечки…

И так на протяжении всего фильма Де Пальма растягивает время, расставляя для него все новые и новые преграды, запутывая нас вместе с главной героиней, молоденькой журналисткой Грейс, которая становится свидетельницей убийства того самого негра-паренька.
Это Де Пальма подсылает к нам недоверчивых полицейских, которые вместо того, чтобы бежать разоблачать убийцу устраивают нам допрос. Постановщик разделяет экран на две половины, предоставляя нам увидеть два параллельных действия, и все это для того, чтобы понять, какие МЫ дураки. Особенно в финале, оставляя нам участь всего лишь недоумевающих, одураченных зрителей… Но ведь нам это нравится. Мы ведь хотим быть обманутыми, не так ли?

Мне почему-то этот фильм представился такими себе часами с механизмом наружу. Ты четко видишь, как работают все элементы, ты четко понимаешь предназначение всех этих винтиков и шестеренок…
Но механизм запущен, наживка проглочена и с этим нам нужно смирится и отдать должное кинематографическому мастерству постановщика.

«Кэрри»/«Carrie» (1976)

Сценарий: Лоуренс Д. Коэн, Стивен Кинг
Оператор: Марио Този
композитор: Пино Донаджо

Перове что я хотел бы сказать об этом фильме так это то, что он является одной из вершин кинематографического мастерства Де Пальмы.

Все начинается с мастерской рапидной сцены в душе, которая не предвещает ничего дурного – стройные голые школьницы в душе, хлестающие друг друга полотенцами, выставляющие нам для обозрения свои прелести, мы можем насладиться девичьим телом Сисси Спейсек, покрытым веснушками, можем умилится ее непринужденности в кадре… Но все бы ничего, если бы мы не знали, чей фильм смотрим. Это ведь картина Брайана Де Пальмы и расслабляться не стоит. Что это? Кровь?

Представляете, ведь она даже не знала, что такое менструация! Как же ее не пожалеть? Бедная девочка не понимает, что с ней происходит, может быть, она умирает, а может и чего еще хуже. А они все смеются и смеются. Но мизантропии Стивена Кинга хватит на всех. В вихре, превратившейся чуть ли не в торнадо Кэрри, совершенно не осознающей свои действия, ставшей обезличенной силой, погибнут все. А ведь мы ждали этого еще с самого начала и никого не пожалеем. Мизантропии Кинга хватит и нам.

Эта же начальная сцена коррелируется с блистательнейшей сценой на балу в конце фильма, где мы можем распробовать все вкусности заготовленные нам Де Пальмой. Насладится всеми его излюбленными приемами.

Когда в середине фильма появится тот самый пресловутый «макгафин» в виде ведра с кровью (уроки Хичкока для Брайана не прошли даром), мы будем ждать, наше напряжение будет расти…
Но время растягивается и здесь, повествование будет обрастать все новыми и новыми деталями, четко выстроенная конструкция работает беспрекословно, механизм снова выставлен наружу, как и в «Сестрах», все детали работают без перебоев. Нам остается только ждать. « - Ты никогда не забудешь этот бал. – Не забуду».

Помните золотые слова старика Хича? («Предельное напряжение растает тогда, когда мы знаем больше чем герои»).

Но долгожданная развязка все не хочет наступать и они все кружатся и кружатся в предсмертном танце. Они довольны и смеются, потому что не знают того, что знаем мы. А время все замедляется и замедляется. Вы помните сцену в душе открывающую фильм? Чувство удовлетворения сменяется обескураженностью и злостью. Но нам не жалко никого в этом кровавом вихре. И да, это уже не Кэрри. Это предельно обезличенная сила, которая сметает все на своем пути. Как писал один их рецензентов на просторах интернета «Вам будет жалко, например, ураган Катрину? Мне нет».

Но самая главная трагедия будет разыграна чуть позже. Чувства достигнут своего апогея, когда «разбитая» Кэрри, смывшая с себя всю кровь и уповающая на помощь матери, упавшая в колени этой сумасшедшей и гротескной дуре; которая вместо того, чтобы принять свою дочь такой, какая она есть; вместо того чтобы стать настоящей матерью и обнять свою дочь, которая готова отдаться воле своей помешанной родительнице, делает то, что мы никогда ей не простим.

Они будут похоронены под обломками своего же дома. Под обломками своего же невежества, обломками своих страхов и надежд. Под присмотром печального взора Святого Себастьяна.
Нашей мизантропии хватит на всех…

«Ярость»/«The Fury» (1978)

Сценарист: Джон Фаррис
Оператор: Ричард Х. Клайн
Композитор: Джон Уильямс

И снова телепатия. И снова «отцы и дети». И снова мастерские рапидные сцены. Но больше крови, больше черного юмора (чего только стоит сцена со старушкой!). Правда, данная картина останется в тени великолепнейшей «Кэрри». Пусть так, но ведь нам это совершенно не мешает насладиться подлинной кинематографичностью данного фильма.

Де Пальма постоянно называл своими любимыми режиссерами Хичкока, Антониони, Уэллса и Пауэлла. Он умело воспользовался их наследием. Тарантино очень часто называет Де Пальму одним из своих любимых режиссеров. (не у него ли в данном фильме он подсмотрел трэвеллинг вокруг стола перекочевавший в «Бешенных псов»?).

Герой Кирка Дугласа, Питер, бывший агент ЦРУ пытается найти своего сына Робина. Он предан своим другом, ему некому доверять, кроме любимой, работающей в центре помощи людям с телекенетическими и телепатическими способностями. И вот у Питера появляется шанс найти своего сынишку с помощью молоденькой девушки обладающей телепатической связью с Робином, над которым проводит свои эксперименты тайная организация.

Зная Де Пальму вполне можно предположить чем это все закончится. Но в данном фильме, в отличие от Кэрри, происходит, дистанциирование от драматического исхода, ведь больше эмоций вызывает умерщвление глав.гада путем разрыва его на части, чем все эти драматические перипетии.