Красиво. Каждый кадр и весь фильм. От титров на чёрном фоне узорами калейдоскопа, и даже интерьер первой сцены возникает из геометрии узора, и до финального кадра – фотографии Стравинского - чёрно-белая в рамке и интерьер чёрно-белый.
История обычная: роман свободной женщины и мужчины, связанного обязательствами перед семьёй. Но герои – необычные: гениальный композитор, слава к которому пришла именно в Париже с премьерой «Жар-птицы» в 1910 году и великая законодательница моды ХХ века.

 ККККККККККККККК

Начало фильма – провальная премьера «Весны священной». Факт известный, в биографии Стравинского описанный, но как показан в фильме. Атмосфера премьеры: возбуждение публики, последние репетиции танцоров, наставления балетмейстера; сомнения музыкантов: «Как это играть?» Наставления дирижёра: «Просто смотрите на меня».
Стравинский – невозмутим, внешне во всяком случае. Его проход по закулисным коридорам узким, мимо всех, (так же Коко Шанель будет идти в конце фильма мимо публики в свою ложу) высокий, молодой, красив и талантлив. Идёт в зал. Это 1913 год. Мужчины во фраках, веера в руках женщин, изящество публики самой. Разговоры, шепот. Только Коко Шанель - спокойна, сидит прямо, готова не просто слушать и смотреть, но постигать. И гаснет свет.
И на публику, воспитанную теми же Дягилевскими балетами, обрушиваются бешенные ритмы новаторской революционной в музыкальном и прочих смыслах «Весны священной».

«Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) Стравинского всегда рассматриваются в единой связке.    Если «Жар-птица» еще несет отзвуки прошлого, то «Петрушка» уже смотрит в будущее. «Весна священная» - вестник перемен в его музыке. Признание пришло к «Весне священной» годом позже, на первом концертном исполнении этого сочинения под управлением Пьера Монте в зале Casino de Paris. На этот раз покоренные слушатели устроили восторженную овацию.
 
Музыка насыщена диссонансами, импульсивными ритмами, сплетающимися мелодическими потоками, ошарашивает, по-моему, даже современного зрителя. Скрипки не ведут мелодию, смычёк бьёт по струнам, кадры сменяются в ритме музыки – фаготы и трубы рядами. Напор невероятный. А на сцене – языческая Русь, вместо танцовщиц в пачках – рубахи до колен, за колено, медвежьи шкуры, прыжки. Темп в музыке нарастает, непонимание на лицах зрителей, возмущение в зале, словно подстёгиваемое самой музыкой. Крики: «Прекратите, это – возмутительно» и восторженное: «Браво!» Борьба за рубильник, свет в зале, то включается, то опять гаснет. Танец, не смотря ни на что, продолжается. Сцена премьеры длится минут двадцать. Невероятный эмоциональный накал. Вот он – Стравинский – герой фильма, герой её романа. И Коко Шанель  осознаёт, какая личность, какой музыкант стоит за этой, возможно, недоступной для её понимания музыкой. 

И как контрастно, неспешно, порой статично, но удивительно красиво – последующее повествование, где каждый кадр наполнен её стилем и его музыкой; наполнен любовью, любовью чувственной, любовью к музыке, любовью к искусству.

Коко Шанель – независимая, свободная. «Вы испытываете стыд?» «Никогда!» Жёсткая с девушками у себя в офисе. Встречают её за дверью салона по стойке «смирно», как солдаты. Следует проверка внешнего вида. Короткие замечания – плохо, вульгарно, хорошо. Раскована с мужчинами и очаровывает их своей красотой. 

Предложение Стравинскому – переехать в её загородный дом, чтобы иметь возможность работать в спокойной обстановке не несёт в себе, вроде, никаких вторых смыслов. Гений в эмиграции и покровительство богатой француженки. Семья Стравинского переезжает, и мы попадаем в мир Коко Шанель. «Вы не любите цвет, мадам?» «Кроме чёрного». Чёрный и белый. Геометрия чёрных линий по белому – фантастическая, художественная, искусство. В её мире есть вкус и стиль. Интерьеры её дома сами по себе – объект для рассматривания, изучения деталей. И кадр такой зачастую – чёрный, т.е. затемнённый до максимально возможного, до глубокого чёрного. Но так талантливо выстроен по освещению, что нет за ним пустоты, этого ничего. Здесь чёрный это – цвет – основной в её стиле, главный в кадре. И отражение в зеркалах множится. А ещё противопоставления. Визуальный ряд - кадры противопоставлены один другому, так же, как и миры этих героев. «Вы – не художник, а продавец тканей». 

Её попытка его понять. Её готовность ему отдаться. Его желание – обладать. И сцены их близости так красивы: обнажённые тела на белом полу с квадратами чёрных линий, на белом покрывале кровати с изгибами чёрных линий растительного узора. Она меняет цвет одежды на белый. В его музыке появляется больше страсти. 

В доме – семья, дети. Жена болеет, страдает, мучается. «Я просыпаюсь утром, и чувствую запах гнили… моё тело разлагается, я словно умираю». Ужас невозможности удержать любимого мужа. Она аккуратно переписывает ноты. Ей не выдержать это соперничество сейчас здесь. Она уступает.

Роман и неизбежный разрыв Коко Шанель и Стравинского дали миру CHANEL №5 и новую музыкальную моду. Её успех в бизнесе. Его триумф в музыке. И воспоминания до конца дней.





























































Я не эксперт и не могу точно сказать, что он сочинял в этот период.
Предполагаю, что Стравинский сочинял «Свадебку» просто ничего не может больше ТАК звучать, насколько я могу услышать по коротким фортепьянным фрагментам. И вот ещё:
Я полагаю, что это лучшее сочинение Стравинского. Оно проникает в глубины душевного существования, в толщу чувственного  инстинкта - и все это в завораживающей форме ритуала; поразительно соединение человеческих голосов - поющих, причитающих, стонущих, вопящих - с ударными инструментами (считая четыре фортепиано), механически отстукивающими время бытия... Уникален каждый такт этого сочинения, и если есть на свете музыка, подобная явлению природы, то вот она.
             Леонид ГАККЕЛЬ*

Стравинскому повезло, что революция пронеслась мимо. Это не значит, что он не испытал потрясения, но он хотя бы не окунулся физически в этот ужас, как Рахманинов. Стравинский жил во Франции, но удачно уехал в Америку до входа фашистов в Париж. Ему посчастливилось посетить Ленинград в середине 60-х и в филармонии состоялись его концерты. Ему выпало счастье испытать страстное чувство к выдающейся француженке, провести эти месяцы, почти год со звездой и легендой.
Стравинский прожил долгую жизнь, и творчество его делится на периоды, музыка, действительно, разная. Не хочу читать тут лекции по истории искусства, но не могу не поставить это танго для фортепьяно:



*Здесь биография Стравинского, подана необычно: Время. Место. Дар. http://www.idelo.ru/248/26.html

Это видео – не трейлер, это - рассказ о работе над фильмом с интереснейшими фактами, как, например, работа Карла Лагерфельда над костюмами Коко Шанель.



- Фильм поставлен по роману Криса Гринхолфа «Coco and Igor», изданному в России под названием «Вилла «Бель Респиро». Шанель и Стравинский: История любви».
- Примечательно, что исполнительница роли Шанель, Анна Муглалис, на протяжении шести лет была лицом аромата Chanel Allure.

Информация о фильме, есть трейлер: http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/385271/

Скачать фильм с профессиональным (многоголосым, закадровым) переводом можно здесь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3060938