
Алексей Федорченко - такой режиссер, который если снимает мокументари-фильм, то получает приз за лучшую документальную картину. Парадокасальный и очень талантливый. В сказочном роад-муви по-российски "Железная дорога" слабость драматургии искупалась дивными визуальными образами - Федорченко может заставить играть даже солонку. Но как показало время, "ЖД" стал поворотным как для сценариста Александра Гоноровского (он так проникся паровозами, что зачем-то написал "Край"

"Овсянки" скроены по идеальному "фестивальному" лекалу.
Роуд-муви, этот священный для киноманов жанр, ритуалы сказочного северного народца как наш ответ Мехмальбафу и Верасетакулу - чего только стоит сцена омовения водкой перед соитием, гуманистический пафос и так далее.

На фото: Юлия Ауг (Танюша) и А. Федорченко на Венецианском КФ
Все это, конечно же, симпатично и трогательно, и бесконечно красиво снято. Плохо другое.
В этом фильме нету истории, он с самого начала будет развиваться по вполне предсказумой петле.
Если в начале роуд-муви два мужичка грузят в машину мертвое тело, вполне ожидаемо, что в финале они найдут свой конец. Характеров тоже нету: Мирон, Аист и Танюша - три вполне условные фигуры, чьи душевные движения приходится объяснять закадровым текстом, как в каком-то замшелом нуаре. Как результат - великолепным актерам Виктору Сухорукову (на минуточку, Сухоруков, только поступив в театр после института, с успехом играл древнего старика) и Юрию Цурило откровенно нечего изображать. (Тому самому Цурило, который сыграл генерала Глинского в "Хрусталеве".)
Наконец, как сыну профессионального фолклориста, мифология показалась мне наиболее слабым местом "Овсянок". Особенно больный упрек в сторону Федорченко, который одурачил весь мир "Первыми на Луне".

На фото: В. Сухоруков
Слишком очевидно, что "Овсянки создавались для западного, easy-thinking зрителя, для которого клюковку следует, в первую очередь, красиво сервировать.
Конечно, в "Овсянках" есть гениальные моменты: например,фантастическая сцена любви с двумя женщинами. Но в остальном этот фильм - русская экзотика на экспорт, только действительно очень, очень высокого качества. Остается надеяться, что "Овсянки" - это просто тактический ход Федорченко по окучиванию иностранных продюссеров. Так что пожелаем ему дальнейших творческих успехов: все же среди прочих российских "режиссеров на экспорт" - Германа-мл., Звягинцева, Хржановского - Федорченко самый талантливый.
И да, если вы каким-то чудом еще не видели "Первых на Луне" - обязательно посмотрите.
Читать другие рецензии:
"Кочегар" (2010, реж. А Балабанов) - http://shotlandez.livejournal.com/411247.html
"Чекист" (1991, реж. А. Рогожкин) - http://shotlandez.livejournal.com/374135.html