Сюжет этого фильма вполне незамысловат. Две американки, Вики и Кристина, обе равно никакие на внешность и харизму (да, я это и про Скарлетт Йоханссон), но разные на характер, приехали, значить, в Барселону. Тут же вляпались в любовный замут, попав в лапы испанского секс-террориста. Надо сказать, с актером режиссер пролетел, если только это не было специально задумано. Небритый чернявый мужичонка, вялоэмоциональный, с тупым и холодным взглядом (или не спал двое суток, или с бодуна, или цемент на гастарбайтерской стройке 12 часов размешивал – фактура прямо оттуда) совершенно не похож на мачо.
Сия роковая встреча сподвигла обеих дам на неформатное поведение: интеллектуальная (читай: приземленная) шатенка и романтичная (читай: дурная) блондинка в какой-то мере поменялись местами. Первая под воздействием алкоголя отключила мозги и нечаянно зажгла с этим мужичонкой. Вследствие чего мучилась от неправильности поступка, особенно с учетом того, что у ней на хозяйстве давно имелся жених. Вторая, которой это существо чуть красивее обиззяны, можно сказать, перешло по трансферу, наоборот, мозги однажды включила. Включила, правда, не сразу, а после того, как вкусила радости общения с неожиданно возникшей бывшей женой существа. Жена в исполнении Пенелопы Крус получилась, кстати, очень колоритной. Ее образ, пожалуй, лучший в фильме – по крайней мере, она вовсе не так скучна, как остальные.
Женка эта оказалась не промах. Она мигом оценила ситуацию, осознала выгоду от пребывания в доме Хуана Антонио наивной, добродушной и уравновешивающей любые страсти-мордасти американки и принялась строить свою политику. Для начала возродила сексуальные отношения с этим «гастарбайтером» (Кристина – прожженная Мария Элена в ней не ошиблась! – восприняла сие как должное), затем приобщила романтичную блондинку к радостям лесбиянства, а потом они вообще замутили любовь втроем.
Вот тут-то и пошли косяки – в смысле, включение блондинистых мозгов. Оказалось, что поэтизировать и пропагандировать свободу любви и секса – это одно, а регулярно применять на практике – совсем другое. Особенно когда тобой тупо пользуются для создания незабываемой атмосферы.
Чем же все закончилось? А вроде как ничем. Американки как приехали, так и уехали, и каждый из героев, включая Хуана Антонио и Марию Элену, остался при своем.
Однако «на колу мочало – начинай сначала» – не про «Вики Кристину Барселону». И только по первости создается впечатление невыносимой легкости бытия, кого-то из зрителей раздражающей, кого-то – радующей. Но постепенно начинаешь понимать, что Вуди Аллен не прост.
Он всю фильму играет со штампами и одновременно рушит стереотипы. Эта двойственность вскрывает проблематику «Вики Кристины Барселоны». Каждый из персонажей, воплощающий тот или иной тип личности, в итоге перестает ему соответствовать, либо в этом типе личности обнаруживается столько подводных камней, что образы героев, намеренно клишированные автором, теряют всю свою заманчивость.
Сознательной Вики, наступающей на горло собственным чувствам ради рациональных соображений, предстоит скучная и пустая жизнь, о чем ей прямо говорит родственница, уже прожившая таковую. Романтическая барышня Кристина, видимо, не раз еще вляпается в непонятные лав-стори, в которых ею будут пользоваться, а она рано или поздно почувствует себя круто обломанной.
Мачо-шмачо Хуан Антонио – отдельная тема. Это такой типичный «съемщик», каких полно в клубах и т. п. В глаза он буровит правду-матку о своих незамысловатых намерениях, сдобренную философствованием о том, что жизнь коротка. А наедине с собой он инфантильный цуцик, до полусмерти напуганный загадками бытия, не умещающимися в его подростковом мозгу. Такому нужна рядом женщина-мать, которая бы давала сиську каждый раз, когда его плющит. А плющит, надо сказать, регулярно, потому что безсмысленное и безпощадное прожигание жизни еще никого до добра не довело.
Хуан Антонио обрел было такую подругу в лице Марии Элены, но она, как оказалось, тоже штука еще та. Сей образ испанской художницы вообще сильно отдает пародией на творческую личность с сомнительным талантом. Она, конечно, женщина неимоверно яркая, темпераментная, умная и способная вдохновлять Хуана Антонио на творческие подвиги (заключающиеся в полухаотичном и безсюжетном наляпывании красок на холст). Однако временами она же ведет себя как форменная психодура, устраивая оглушительные скандалы посередь улицы и совершая акты самоубийства, правда, ни разу не доведенные до конца. Мария Элена, если надо, и пострелять может на почве ревности. К счастью, у нее это плохо получается. Понятно, что такая женщина-огонь хороша прежде всего в постели, которой, как известно, жизнь все же не ограничивается. Посему отношения небритого подростка-переростка и его истероидной музы упорно не складываются.
Что мы получаем в итоге? Оборотную сторону различных типов lifestyle. Людей, которые, выбрав что-то из них для себя, вступили в подспудный конфликт со своим «я». Все играют, никто не живет, и настоящего счастья ни у кого нет. Какое уж тут счастье? Вики знает только, чего хочет, Кристина знает только, чего не хочет, Хуан Антонио вроде как знает, и чего хочет, и чего не хочет, но в итоге не знает ни фига, как и обе американки. Мария Элена, по ходу дела, жаждет абсолютной власти над чужой душой и бесится, что не получает ее.
Также к фильму применима максима: «Бойтесь ваших желаний – они могут исполниться». Желания героев только и делают, что исполняются. Итог? Какой уж тут итог…
Того ли мы хотим и той ли жизнью живем, какая нам нужна? Что мы получим в результате подчинения себя умозрительным конструкциям, которые кажутся нам правильными? Ведь такая конструкция была в сознании каждого из четырех героев фильма.
Тут есть над чем подумать.
Сия роковая встреча сподвигла обеих дам на неформатное поведение: интеллектуальная (читай: приземленная) шатенка и романтичная (читай: дурная) блондинка в какой-то мере поменялись местами. Первая под воздействием алкоголя отключила мозги и нечаянно зажгла с этим мужичонкой. Вследствие чего мучилась от неправильности поступка, особенно с учетом того, что у ней на хозяйстве давно имелся жених. Вторая, которой это существо чуть красивее обиззяны, можно сказать, перешло по трансферу, наоборот, мозги однажды включила. Включила, правда, не сразу, а после того, как вкусила радости общения с неожиданно возникшей бывшей женой существа. Жена в исполнении Пенелопы Крус получилась, кстати, очень колоритной. Ее образ, пожалуй, лучший в фильме – по крайней мере, она вовсе не так скучна, как остальные.
Женка эта оказалась не промах. Она мигом оценила ситуацию, осознала выгоду от пребывания в доме Хуана Антонио наивной, добродушной и уравновешивающей любые страсти-мордасти американки и принялась строить свою политику. Для начала возродила сексуальные отношения с этим «гастарбайтером» (Кристина – прожженная Мария Элена в ней не ошиблась! – восприняла сие как должное), затем приобщила романтичную блондинку к радостям лесбиянства, а потом они вообще замутили любовь втроем.
Вот тут-то и пошли косяки – в смысле, включение блондинистых мозгов. Оказалось, что поэтизировать и пропагандировать свободу любви и секса – это одно, а регулярно применять на практике – совсем другое. Особенно когда тобой тупо пользуются для создания незабываемой атмосферы.
Чем же все закончилось? А вроде как ничем. Американки как приехали, так и уехали, и каждый из героев, включая Хуана Антонио и Марию Элену, остался при своем.
Однако «на колу мочало – начинай сначала» – не про «Вики Кристину Барселону». И только по первости создается впечатление невыносимой легкости бытия, кого-то из зрителей раздражающей, кого-то – радующей. Но постепенно начинаешь понимать, что Вуди Аллен не прост.
Он всю фильму играет со штампами и одновременно рушит стереотипы. Эта двойственность вскрывает проблематику «Вики Кристины Барселоны». Каждый из персонажей, воплощающий тот или иной тип личности, в итоге перестает ему соответствовать, либо в этом типе личности обнаруживается столько подводных камней, что образы героев, намеренно клишированные автором, теряют всю свою заманчивость.
Сознательной Вики, наступающей на горло собственным чувствам ради рациональных соображений, предстоит скучная и пустая жизнь, о чем ей прямо говорит родственница, уже прожившая таковую. Романтическая барышня Кристина, видимо, не раз еще вляпается в непонятные лав-стори, в которых ею будут пользоваться, а она рано или поздно почувствует себя круто обломанной.
Мачо-шмачо Хуан Антонио – отдельная тема. Это такой типичный «съемщик», каких полно в клубах и т. п. В глаза он буровит правду-матку о своих незамысловатых намерениях, сдобренную философствованием о том, что жизнь коротка. А наедине с собой он инфантильный цуцик, до полусмерти напуганный загадками бытия, не умещающимися в его подростковом мозгу. Такому нужна рядом женщина-мать, которая бы давала сиську каждый раз, когда его плющит. А плющит, надо сказать, регулярно, потому что безсмысленное и безпощадное прожигание жизни еще никого до добра не довело.
Хуан Антонио обрел было такую подругу в лице Марии Элены, но она, как оказалось, тоже штука еще та. Сей образ испанской художницы вообще сильно отдает пародией на творческую личность с сомнительным талантом. Она, конечно, женщина неимоверно яркая, темпераментная, умная и способная вдохновлять Хуана Антонио на творческие подвиги (заключающиеся в полухаотичном и безсюжетном наляпывании красок на холст). Однако временами она же ведет себя как форменная психодура, устраивая оглушительные скандалы посередь улицы и совершая акты самоубийства, правда, ни разу не доведенные до конца. Мария Элена, если надо, и пострелять может на почве ревности. К счастью, у нее это плохо получается. Понятно, что такая женщина-огонь хороша прежде всего в постели, которой, как известно, жизнь все же не ограничивается. Посему отношения небритого подростка-переростка и его истероидной музы упорно не складываются.
Что мы получаем в итоге? Оборотную сторону различных типов lifestyle. Людей, которые, выбрав что-то из них для себя, вступили в подспудный конфликт со своим «я». Все играют, никто не живет, и настоящего счастья ни у кого нет. Какое уж тут счастье? Вики знает только, чего хочет, Кристина знает только, чего не хочет, Хуан Антонио вроде как знает, и чего хочет, и чего не хочет, но в итоге не знает ни фига, как и обе американки. Мария Элена, по ходу дела, жаждет абсолютной власти над чужой душой и бесится, что не получает ее.
Также к фильму применима максима: «Бойтесь ваших желаний – они могут исполниться». Желания героев только и делают, что исполняются. Итог? Какой уж тут итог…
Того ли мы хотим и той ли жизнью живем, какая нам нужна? Что мы получим в результате подчинения себя умозрительным конструкциям, которые кажутся нам правильными? Ведь такая конструкция была в сознании каждого из четырех героев фильма.
Тут есть над чем подумать.