Уже не одно поколение зрителей с нескрываемым удовольствием наблюдает за искромётными приключениями отважного и благородного Фанфана по прозвищу Тюльпан, типичного романтического героя авантюрных произведений «плаща и шпаги», вдобавок обладающего природным лукавством и народным жизнелюбием. Кто-то уже из современных пользователей Интернета довольно точно отметил, что трудно не поддаться хитрому очарованию этого старого доброго фильма.

Друзья, приглашаю посмотреть этот замечательный фильм 5 декабря, в 19.00, в клубе Квартира 44 (Москва). Вход свободный. Подробнее здесь ....

При внешнем простодушии и наивности, довольно легкомысленном отношении к историческим событиям и отсутствии особых художественных претензий он хранит в себе удивительный заряд бодрости и оптимизма, неиссякаемой любви к жизни, безграничной веры в достижение самых невероятных целей, беспечной снисходительности ко всем невзгодам и напастям. Но в отличие от тоже французской традиции «авантюризации истории», чем отличаются многие произведения литературы, начиная с сочинений Александра Дюма, «Фанфан-Тюльпан» Кристиан-Жака, скорее всего, наследует давней смеховой культуре, отдавая предпочтение именно юмору и иронии перед приключениями и романтикой.

А ещё этой картине присущи лёгкость и изящество, хороший вкус и тонкость стиля в рассказе о похождениях молодого повесы во времена Людовика XV, что не позволяет ей превратиться в обычную комедию положений или в заурядный исторический анекдот. Редко случается, когда произведения такого рода сразу принимаются в разряд высокого искусства. Однако «Фанфан-Тюльпан» не случайно заслужил премию за режиссуру на престижном кинофестивале в Канне. А заглавный герой, с блеском и как будто летуче сыгранный Жераром Филипом, на самом-то деле, почти без зазора вписывается в ряд более душевных мечтателей и утончённых натур, которых воплотил этот актёр в разных лентах — от «Идиота» и «Пармской обители» до «Монпарнаса, 19» и «Игрока». Кстати, «Фанфан-Тюльпан» находится в его непродолжительной творческой карьере примерно посередине, являя собой пример удивительно жизнерадостного, словно праздничного вдохновения. И для режиссёра Кристиан-Жака как раз 50-е годы были временем взлёта, хотя и раньше он создавал заметные фильмы, тоже на историческом материале, но всё-таки посерьёзнее — «Пышка» (по Мопассану) и уже упомянутая экранизация «Пармской обители» Стендаля.

Сергей Кудрявцев. Историко-приключенческая романтическая комедия