— Парни – это отстой. Ходячий член. В голове у них сплошной секс, в глубине души все они насильники. Некоторым удается чуть-чуть себя контролировать. Но инстинкт агрессора будет с ними до самой смерти.
— А мы, мы какие?
— Мы-то? Шлюхи. Мы постоянно стараемся возбудить их. Мы шлюхи со своим корыстным интересом. Мы шлюхи, а они насильники.
В свое время фильм наделал много шуму, став для одних примером, как _не_ нужно снимать артхаус кино, для других — одним из самых любимых фильмов. Я его посмотрел лишь недавно, потому что вначале ждал, пока улягутся страсти, потом было некогда и затем, когда захотел, я пару лет не мог его найти у себя на винте (кхм…)
Не знаю, стоит ли его советовать кому-либо (upd: стоит!). Мне кажется, что фильм довольно специфичен и… С одной стороны, большинству он может сразу не понравиться. Каждый сможет найти в нем какой-либо изъян. С другой — уверен, что каждый найдет в нем что-то свое, разное, но близкое именно ему.
Лично мне понравился фильм по нескольким причинам. Я люблю вот таких девочек не от мира сего: May, Ameli и их подруг. С своими девочковыми милыми загонами.
Попадаются, правда, с такими загонами, какой ни возьми — все неприятные. У этой же девочки-героини мне понравилось все, от улыбки и манеры смеяться, очень открытой и до красивых пальцев.
Еще понравилось потому, что в фильме множество странностей и на первый взгляд изъянов. Которые, однако, сделаны не топорно и которые нельзя однозначно классифицировать как промахи и ошибки. Возможно, это не баг, а фича. В смысле, это целенаправленная задумка, а не упущение.
Мне постоянно казалось, особенно в начале фильма, что логика поступков либо совершенно странная либо вообще отсутствует. Как-то не логично она поступает, не вяжется одно с другим. И только потом я понял, что это и есть характер этой девушки, Анна ведь ха-о-тич-ная!
Вообще, фильм не производит впечатление цельного полотна, замысла. Тем более, что он изначально разбит автором на 10 отрывков и почти каждый с каким-то… открытым финалом, что ли. Если принять, что все неувязки это множество невыстреливших ружей — тогда все плохо. А можно принять, что такая задумка, в открытости и незаконченности, и тогда все более чем ок.
Это, к слову, тот случай, когда фильм держится фактически на одном актере, в данном случае на актрисе, играющей Анну. Играющей великолепно, на мой взгляд (позже я прочитал рассказ режиссера Медема о том, как она росла на его глазах как актриса). Ну то есть нет ничего такого, чтобы специально обратить внимание и сказать "Оу, как она классно тут сыграла". Это как здоровье, которое хорошее, пока его не замечаешь. Все очень естественно, а это и есть высший класс мастерства. У меня иногда было чувство, что я подглядываю за ними из-за двери, особенно в начале фильма.
Вообще, большинство испанских фильмов буквально пропитаны сексом. То есть не сценами, а каким-то закадровым чувством животного либидо. Взять хоть тот же "Летний дождь", режиссерский дебют Бандераса. Герои тоже молодые и тоже секс сочится из каждой щели (кхм…), из-за каждой плохо прикрытой щели двери. Тем более, что оба фильма я смотрел на испанском, оригинальные голоса это супер, у большинства испанских женщин низкий грудной голос и он очень сексуален.
"Ты перестанешь быть шлюхой, чтобы стать богиней?"
В целом, я уверен, что существует множество разгромных рецензий на этот фильм и множество стенаний в духе "да что они нашли в этом своем Кафке". Я их понимаю. Если встать на их позицию, то фильм действительно: "ни рыба ни мясо". Его даже и не расскажешь, о чем он? Ну про девушку, художницу, сомнамбулу и психопатку. Кому-то запомнился момент, как гриф тянет глаз из головы, кому-то — как Анна берет коня за член, кому-то — эпизод кхм… с политиком в конце.
В разные моменты это кино напоминает мне о самых различных фильмах: о Фонтане — постоянными флэшбэками и мыслью о том, что наша душа бессмертна и просто путешествует по телам, что мы никогда не умираем, а возрождаемся снова и снова, пещера с дверями напомнила о пингвинах и курящей Марле Зингер в "Бойцовском клубе", "Науку Сна" опять же, только тут она с макабром, ну и множество других ассоциаций.
Некоторые короткие отрывки смотрятся как психоделические муз. клипы. Музыка в основном ближневосточная, арабская. Хоть я и не люблю всех этих завываний, но тут она абсолютно в тему и органично, в некоторые моменты музыка тут буквально рвет душу зрителя когтями скрипичных ключей.
Символизма тоже хватает. Но нету перебора, который и меня, любителя азиатского кино, неприятно поразил в "Натянутой тетиве" и даже в "Зима… Лето", там и правда перебор, особенно в первом. А тут символизм к месту, но все же… Медем посвятил это фильм, как я понял, погибшей сестре. И рисунки использовал тоже ее. Поэтому допускаю, что личное все же затмило режиссерское видение и ружья были развешаны не специально, а случайно, подчиняясь субъективным переживаниям и чувствам (upd: все же нет, и еще раз нет: не случайно).
Убитая птица в начале… символично и даже красиво… С какой целью? Нет ответа. Для чего эта сцена введена в фильм? Непонятно. Ну и многое другое. Несмотря на это все, фильм получился во-первых многозначным, его можно крутить и так и так, символов много, необычным — мне понравились рисунки и мультипликация с дверями и многое другое. Там, правда, опять-таки все брутально. За каждой дверью… Нет, не буду заранее рассказывать. Но мне такое нравится, а "ванильный" зритель может и потерпеть. Идея и воплощение отличное. Про девочку я сказал, очень обаятельная, милая, демоничная, словом разная и каждый раз fuckin` perfect.
Короче говоря, недостатки этого фильма, коих множество, легко могут стать для вас его приятностями и необычностью, и превратить это кино в одно из самых любимых, если что-либо сразу вам понравится. Если же сразу не пойдет — будете плеваться от него и говорить: доколе? "не понимаю…"
