Смотрела вчера фестивальные фильмы на съемках программы «Смотрим и обсуждаем» телеканал «Культура»

http://www.tvkultura.ru/page.html?cid=11404

http://www.zovem.ru/?event=14782/


На препарирование экспертам и гостям дали сразу три фильма

"Человек большой реки"
"Бастион греха"
"В руках Бога"





"Человек большой реки"

(Англия/США, 2008, 100 мин.)
Режиссер: Джон Марингин

Мартин Штрель - словенский пловец-энтузиаст, известный как своими незабываемыми подвигами, так и эксцентричным нравом. К 2007 году Штрель, пытаясь привлечь внимание общественности к проблеме повсеместного загрязнения воды, успел переплыть Миссисипи, Дунай и Янцзы, и вот, наконец, в центре его внимания оказалась река, считающаяся самой опасной в мире. Штрель – или Рыбак, как прозвали его амазонские аборигены – совершил невозможное, став первым человеком, которому удалось переплыть Амазонку. За время этой безумной эпопеи Рыбаку и его команде пришлось немало пострадать от различных экзотических болезней и банальных тепловых ударов, не говоря уже о необходимости остерегаться пираний, анаконд, крокодилов и речных акул. Заплыв через Амазонку едва не стоил Штрелю жизни – из воды он выбрался в состоянии полного измождения, на грани сердечного приступа.
Приз за лучшую операторскую работу фестиваля Санденс (2009)


"Бастион греха"



(Германия, 2008, 78 мин. )
Режиссер: Томас Лаутербах


Штутгартский театр готовится к постановке «Медеи». По замыслу режиссера, в спектакле должны быть задействованы не профессиональные актеры, а реальные турецкие женщины, каждая из которых сможет привнести на сцену свой собственный жизненный опыт. Главная героиня фильма – турчанка Айзель, много лет прожившая в Баварии. Она единственная из участниц спектакля, кто носит на голове платок, таким образом, демонстративно отстаивая перед другими женщинами свои традиционные взгляды. Участницы спектакля ведут увлекательнейшие споры на тему религии, политики, морали, постепенно все больше раскрываясь друг перед другом. Разрываясь между стремлением быть свободной и своими традиционными принципами, Айзель вынуждена по-новому взглянуть на всю свою жизнь.
Главный приз немецкой программы 51-го Международного кинофестиваля документального и анимационного кино в Лейпциге.


"В руках Богов"

(Англия, 2007, 106 мин.)

Режиссеры: Бенджамин Тернер, Гейб Тернер


История пятерых британских футболистов-любителей и их путешествия из родной Англии в далекую Аргентину в надежде встретиться со своим кумиром Диего Марадоной. Объединяет этих очень разных молодых людей, среди которых набожный юноша, грубоватый ливерпулец, бывший футболист, избалованный подросток и выходец из Сомали, не имеющий крыши над головой, любовь к футболу и давняя мечта встретиться с человеком, который символизирует для них все, чего они сами хотели бы добиться в жизни. Эта мечта, которая всегда поддерживала их в трудные времена. Налегке, практически без денег, они отправляются в путешествие из Лондона в Буэнос-Айрес, не имея за душой ничего, кроме умения играть в футбол и очарования юности, прекрасно понимая, что им придется голодать и ночевать, где попало. Герои фильма поймут: то, о чем они всегда мечтали, ждет их вовсе не в далекой Аргентине, а скрывается внутри них самих.

Для каждого из фильмов была подобрана своя группа экспертов, и в гости в студии тоже могли меняться. А некоторые могли оставаться и на все три обсуждения.
Когда первая группа обсуждает первый фильм, вторая в это же время смотрит следующий и т.д

Я участвовала в двух обсуждениях и успела посмотреть полтора фильма, увидеть все фильмы физически невозможно.
Из фильма "Бастион греха", который я не видела, но присутствовала на обсуждениях, я сделала вывод, что смотреть его вообще не стоит, если у вас есть фильмы получше и дела поважнее.
Примерно тоже самое я могу сказать и об остальных лентах, которые я видела своими глазами..
Общий тренд - документально-постановочное кино, близкое к реалити-шоу.
Но, если честно ни качественного реалити-шоу, ни нормального кино из них не получилось.
Ни каких-то художественных приемов, ни хорошей операторской работы, НО зато кино со смыслом и довольно ярким мессаджем социальной направленности, но все это опять же для уровня пятиклашек.
Это фильмы акции, фильмы-плакаты, рассчитанные на то, чтобы вызвать резонанс в обществе своей злободневной социальной проблематикой.

И меня несколько удивило то, что эксперты при их обсуждении смешали воедино смысловую нагрузку фильма и художественное, постановочное исполнение.
Учитывая, что в роли режиссеров в основном выступали дебютанты.
Мне кажется, как во многих спортивных состязаниях, так и в творческом суждении, стоит выставлять две оценки: за содержание: красоту, смысл и за технику исполнения: трюки, качественность, грамотность работы.
Как по литературе ставили две оценки: за содержание и грамотность.
Так вот я бы этим фильмам поставила 3 с большим минусом за технику исполнения и 4+ за содержание.
Это кино слишком затянутое и скучное, чтобы идти смотреть его на большом экране, да и на артхаус они тоже не тянут. Эти фильмы хороши в качестве фона. Нарезать овощи для салата или делать зарядку и смотреть эти фильмы вместо каких-нибудь «Нянь» и прочих глупых сериалов.
Все-таки дидактическая функция в этом кино есть, они заставляют задуматься, к чему-то хорошему мотивируют и даже немного трогают за душу.

А теперь от обобщений к конкретным примерам.

Фильм "В руках Богов" о пяти ливерпульцах, асах в футбольном фристайле и поклонниках Марадоны.
Здесь поднята проблема о целеустремленности молодежи, ее амбициях, напористости, о мечтах и кумирах, о дружбе и взаимоотношениях между друзьями.
И мне кажется, в век «потерянного» поколения, когда нам не то, чтобы сложно достигать цели, а просто выбирать и ставить их перед собой, когда нам всем проще плыть по течению, когда мы с трудом можем назвать своего кумира и заветную мечту; история о пяти мальчиках, которые преклоняются перед Диего Марадоной и проделывают огромный трудный путь в два континента, зарабатывая по дороге своим талантом чеканить мяч и другими фристальными трюками лишь для того, чтобы встретиться со своим кумиром, как-то подстегивает быть смелее в достижении своих целей или в их поиске, стремиться быть профессионалом хотя бы в одном деле.
И пусть это сначала совсем маленькие цели, но с каждым преодолением ступеньки вверх, ты поднимаешься все выше и выше, а главное обретаешь уверенность в себе.
Другой разговор, что кино местами очень затянутое и скучное, путешествие парней, страны, которые они проезжают, показано урывками и выполнено в таком некачественном формате реалити-шоу.
Когда я читала анонс кино, я надеялась, что это будет похоже на «Солнце Ацтеков» (IM JULI.) или хоть что-то от «В диких условиях», хотя бы красивые пейзажи, веселые приключения. Надеялась, что узнаю впечатления героев о странах, где сама совсем недавно путешествовала. Но пейзажей мало, приключений тоже, и о своих впечатлениях от стран герои практически не делятся. Только занудный «лбдр» об отношениях между друзьями, почему они приняли именно это решение, а не другое… в общем стандартный набор банальностей для типичного реалити-шоу.
Именно поэтому я и говорю, что это фоновое кино, чтобы в особо занудных местах, можно было нарезать салат, вытирать пыль или делать еще что-то полезное, и не убивать время. А после уборки и просмотра фильма бежать реализовать себя и претворять в жизнь свои мечты.. (такое вдохновение от фильма действительно появляется)

"Человек большой реки"
Вызывающий зевоту фильм о «маленьком человеке» «большой реки», призывающий обратить внимание общественности на загрязнение вод и вырубку тропических лесов.
Штрель или человек-рыба, как его называют аборигены Амазонки, так и говорит о себе:
«я маленький, толстенький человек, и люблю выпить».
На мой взгляд, вместо того, чтобы гробить свое здоровье, проплывая самую длинную и в тоже время грязную и опасную реку Амазонку, лучше бы этот Штрель убирал мусор в придорожных канавах или волонтерил в экологических лагерях – было бы полезнее для природы.
С другой стороны, уже хорошо, что этот «маленький человек» вообще задумался об экологической проблеме, о вырубке джунглей, загрязнении воды и т.д. Некоторые люди даже не знают, где протекает Амазонка и какие проблемы там существуют. Они даже не знают или не заботятся о том, что вырубили огромный парк с деревьями прям недалеко от их дома…
И может быть, этот фильм и сам «человек большой реки» вдохновит их на заботу о природе и на более эффективные способы борьбы с проблемой загрязнений, чем у человека-рыбы.
Оператор иногда снимал заплыв Штреля, как бы «рыбьим взглядом» прямо из воды: пловец выныривает из реки, как рыба, которая играется и прыгает, и смотрит на окружающие его джунгли, на лодку с мальчишкой, который любопытно его разглядывает, а потом опять погружается в мутную воду Амазонки. Это единственная любопытная фишка этого фильма.

З.Ы. Эти фильмы можно будет посмотреть где-то в декабре по «Культуре» в программе «Смотрим. Обсуждаем»