ПРОЕКТ «ДЕМОН ИЗ КАРЛСБАДА»

43.36 КБ

Массовый зритель продолжает испытывать иррациональное влечение ко всякого рода киноужасам. Вот и сейчас – один из наиболее разрекламированных фильмов - «Паранормальное явление-2». При этом слово подтверждается делом: на прошлой неделе картина делила первые позиции по прибыльности в международном прокате с очередной «Пилой», сейчас обе картины пребывают в первой десятке по доходности.
Вспомнить в заголовке о нашумевшем малобюджетном триллере «Проект «Ведьма из Блэр» побудила манера, в которой снят новый фильм: старательная стилизация под документальное кино. Все как положено начиная со вступительного титра: «Студия «Парамаунт» выражает благодарность семьям погибших и полиции Карлсбада». Кстати, подобные фильмы не внове для студии: на «Парамаунте» в 2008 был выпущен триллер с элементами фильма катастроф «Монстро», стилизованный под съемки ручной камерой.
42-летний режиссер Тод Вильямс доселе был независимым фильммейкером, автором психологическим драм об отношениях внутри семейных пар. Сиквел или, если быть точным, приквел «Явления» (первая часть вышла в 2007 году) для него – старт в мире коммерческих жанров. Судя по сборам – начало финансово удачное; но как обстоят дела с собственно кинематографической стороной?
Вильямс придерживается документалистского стиля со старательностью неофита. Общие планы – с камер наблюдения. Крупные – с ручной камеры, на которую члены семьи Рей снимают все происходящее с ними. Поначалу наблюдаются странности, которую обитатели дома списывают на сугубо бытовые причины. Что-то падает, некоторые предметы оказываются не на тех местах, двери некстати закрываются и открываются, тревожится собака, плачет ребенок. Но ничего экстраординарного. Опасная активность как таковая начинается в последние полчаса.
Главное в триллере – не количество пролитой бутафорской краски, а атмосфера напряжения и страха. Вот с этим у Вильямса проблемы. Пугающие моменты он пытается строить на контрасте статичных, безмолвных записей камер наблюдения и внезапных взрывов звука и движения. Старый набор инструментов; именно из-за частоты применения, а также из-за недостаточно выразительной работы актеров все это не бьет по нервам с задуманной силой.
Как представляется, недочеты фильма произрастают из упрямого стремления продюсеров следовать своей мечте о малобюджетном триллере, приносящем громадные прибыли при минимальных вложениях: «Ведьма из Блэр» при бюджете чуть более 20000 принесла более 200 миллионов; первое «Паранормальное явление», снятая в том же стиле, стоила ее авторам предположительно 11000, а заработала 100 миллионов (а вот бюджет картины Вильямса – уже чуть менее 3 миллионов). И, хотя студии-дистрибьюторы каждый раз вкладывали в доработку фильмов сотни тысяч долларов, контраст все равно впечатляющий. В том-то и дело: освежающий импульс, когда-то привнесенный в жанр нарочитой документализацией, близок к исчерпанию; речь уже только о цифрах доходов, а не о разработке действительно новых и оригинальных приемов.
Кому-то нравится, когда его пугают именно так, кто-то идет из-за хорошо сделанной рекламы (а пиарщики второго «Явления» поработали на славу, одна история с запретом рекламного ролика фильма чего стоит) – и пока что народа в зале немало. Но сам жанр триллера может оказаться на пороге серьезного внутреннего кризиса, и, вполне вероятно, искусство утонченного страха вскоре будет вытеснено с экрана разного рода «Пилами» и прочей смесью мясорубки с бытовой чертовщиной.

Дмитрий Десятерик