
Элис в городах
Страна: ФРГ (1974)
Режиссер: Вим Вендерс
Фильмы Вима Вендерса всегда были, как бы выразиться,… не такие как все остальные. И хотя видел я их не так-то много, даже на основе этого, можно составить подобное впечатление. «Элис» - одна из его самых ранних и самых… непредсказуемо неординарных работ одновременно.
Сюжет таков: Филипп – немецкий журналист, который приезжает в США, дабы подробно описать, в одной из своих статей, американский способ жизни, саму Америку, а так же ее обычаи и культуру. По воле случая под его опекой оказывается девочка Элис, мама которой, решая свои персональные проблемы, совсем забывает о родной дочке. Прибыв в Амстердам, и не встретив там беспечной мамаши (согласно условленному заранее плану), Филипп пускает в расход последние деньги, чтобы помочь девочке найти ее бабушку, проживающую где-то в северо-западной Германии.
Казалось бы, на первый взгляд с жанром роуд-муви всё ясно; идея не нова и даже на то время довольно заезжена голливудской машиной. Вендерс избрал другой путь и поэтому «Элис…» трудно отнести к какому – либо жанровому подразряду. Да и стоит ли? Думаю, эта история стоит где-то в стороне, и в этом ее прелесть.
Буквально с первой же сцены, под стать своему главному герою, фильм движется неспешно и непринужденно, и вот таким не спринтерским темпом до финала. Но это ни в коем случае не означает, что он скучен, зануден, или однообразен. Это свой мир, где главные герои живут жизнью размеренной и спокойной, невзирая на личные проблемы и кризисы. Филиппу явно не хватает творческого воздуха в американском (чужом) пространстве, отсюда и полный умственный застой и невозможность писать. Все сводится к банальному созерцанию – фотографированию. Лежит ли в основе этого культурный подтекст мне сложно сказать, но, вернувшись домой, журналист вновь обретает способность писать – оживает духовно. Девочка Элис – такая смелая и самоуверенная, на первый взгляд, оказывается обычным ребенком, лишенным веселого детства, и которому очень не хватает родительского тепла и внимания. На экране это парочка выглядит очень органично. В процессе путешествия от города к городу главные герои не ввязываются в авантюры, не ищут смысла жизни или пытаются объяснить мир, также, не получают они и моральных уроков от пережитого. И даже когда в дело ввязывается полиция, все это выглядит столь же незатейливо, словно за окном пошел дождь. Более того, когда оказывается, что бабушка Элис живет совсем в другом географическом районе Германии, столь негаданный поворот событий уже никого не удивляет. Филипп сопровождает свою юную подругу к истинному месту обитания горе бабули, а все заканчивается всё так же спокойно, и непринужденно, как и начиналось.
И тут могло бы подкрасться еле заметное ощущение легкого недопонимания, а что же собственно произошло. Но вот так рассуждая на расстоянии многих лет и зная, что каждая последующая картина старины Вима будет очередным хитрым, и в тоже время, добрым экспериментом не только над формой, но и над его наполнением, начинаешь любить «Элис…» еще больше как самое неординарный путешествие, которое вам когда-либо приходилось испытать.