Иногда за содеянные грехи приходится расплачиваться уже в этой жизни, прошлое не отпускает нас и рано или поздно напомнит о себе – так, во всяком случае, происходит в фильме «Дьявол». Сюжет, конечно не новый, его обыгрывали в кино сотни, если не тысячи раз. Вероятно наилучшим образом (если говорить о мистических триллерах) тема встречи с дьяволом раскрывалась в «Сердце ангела» Алана Паркера. В фильмах другого жанра, в драмах, дьявол чаще подразумевается под темной частью души человека, а не в качестве конкретного персонажа, как, например, а «Антихристе» Ларса фон Триера. В обычных триллерах, не мистических, например в «Семь», дьявол тоже не персонифицируется и остается за кадром. Поэтому ожидать каких-то свежих решений от нового «Дьявола» не стоит. Учитывая, что это мистический триллер, а, стало быть, дьявол скорее всего явится во плоти, изюминка должна заключаться не в тонкостях и оригинальностях сюжета, а в запугивании и шокировании. Но сложно вообразить нечто такое, что могло бы напугать современного зрителя. Кровавые реки, человеческий фарш и самые изощренные пытки на экране вызывают лишь зевоту и обостренный интерес к попкорну с колой. Другие страшилки, эффект которых наоборот заключается в том, чтобы ничего страшного не показывать, а только намекать на это страшное, тоже давно и настолько приелись, что зритель засыпает как раз в момент кульминации. «Дьявол» в этом смысле удался – он справился с непростой задачей развлечения пресыщенного зрителя.
Главный герой, умный полицейский, не лишенный обаяния и алкоголик, в прошлом потерял семью и никак не может забыть о своей утрате. Он жаждет мести, мечтает о том дне, когда найдет невольного убийцу своей семьи. При этом он держится и уже не пьет сколько-то недель. По виду никак не скажешь, что он алкоголик, но надо понимать отличие западного менталитета от нашего. В какой-то момент фильма он сообщает с большим пиететом (его слова видимо призваны произвести неизгладимое впечатление на зрителя) как однажды снял номер в отеле и напился. Это заявление, конечно, порождает смех в русскоязычном зале. Вот если бы он сказал, что снял номер, пил в нем три недели не выходя на улицу, набил морду дворецкому, изнасиловал горничную, развел костер на полу, а потом выпал из окна пятого этажа, то тогда бы да, все сказали – действительно пьет человек, беда. Итак, он должен разобраться с ситуацией в одном небоскребе – там застрял лифт с пятью пассажирами. Причем с пассажирами происходят очень большие неприятности. А происходят они так – бац, свет выключился, шум, испуганные голоса, вскрики – и в лифте покойник. К сожалению, то, что это проделки дьявола, становиться известно с самого начала фильма. Все пассажиры – грешники, и вот пришла пора платить по счетам. Вызывает некоторое недоумение подбор грешников и суровость наказания. Если бы их было семь, а не пять, вопросы не возникали бы – семь смертных грехов и всем уготован ад. Но в данном случае грешников пять и прегрешения их сомнительны – один шантажист, другой обманщик, третий невольный убийца, четвертый просто дурак. Поэтому мотивация выбора дьявола остается не ясна.
Тем не менее, «Дьявол» вполне справляется с задачей развлечения, смотреть не скучно и хочется узнать, чем все закончится. Любопытно, что фильм, несмотря на жанр, имеет ярко выраженную миссионерскую идеологию. Он прямо проповедует чисто христианские мотивы – покаяние, прощение и смирение.