Кайдан – это такие японские сказки, которые никогда хорошо не заканчиваются. Всегда присутствует что-то сверхъестественное, но страдают герои, как правило, из-за своих страстей, слабостей и ошибок. Элемент воздания превращает кайданы из фольклорных страшилок в философские притчи. Поэтому хороший кайдан так легко превращается в пьесу театра Кабуки. Из этой формы японского фольклора вырос жанр японских ужасов. Не только, конечно, но я не хочу углубляться в происхождение, развитие и влияние этой формы творчества. Все же разговор идет о фильме.
«Кайдан» – фильм-антология, состоящий из четырех эпизодов. В первой истории под названием «Черные волосы» молодой самурай бросает любимую, но очень бедную жену, чтобы выгодно жениться, получив более высокий социальный статус и улучшив свое положение. Классическая история всех времен. Новая жена оказывается себялюбивой женщиной, которая ждет, что муж будет ее развлекать, отрабатывая тем самым свое новое социальное положение. Героя постоянно преследуют видения о своей настоящей любви, и в итоге он решает порвать с плохой женой и вернуться к хорошей. Дом первой уже разрушенный и обветшалый, но внутри он находит свою ненаглядную, та на удивление хорошо его принимает, дело заканчивается спальней. На утро герой обнаруживает, что переночевал с трупом. Причем тут черные волосы? Не хочу полностью раскрывать карты.
«Юки-онна» (Снежная женщина). Два дровосека попали в метель и с большим трудом добрались до лачуги. Ночью к ним пришла Юки-онна – прекрасная белолицая девушка-призрак из японского фольклора, обитающая везде, где есть снег. Престарелого дровосека она убивает, а молодого жалеет, потому что находит его слишком молодым и красивым. Однако Юки-онна берет с героя обет: он обязан хранить в тайне произошедшее, иначе она его убьет. Через некоторое время Минокити встречает в лесу прекрасную девушку, которая направляется в Эдо на заработки. Ему не без помощи матери удается уговорить ее остаться и стать его женой. Прошли годы. У них трое детей. Жена все также белолица и прекрасна, что вызывает неподдельное удивление односельчан. В один из вечеров Минокити показалось, что его жена очень уж сильно похожа на Юки-онну, и рассказ ей старую историю. Красавица-жена обернулась призраком, разозлилась на нарушившего обет. О судьбе троих детей и мужа узнаете из картины. Не так уж и кровожадно.
«Рассказ о безухом Хóити». Хóити – бива-хоси, слепой монах-музыкант, играющий на бива (что-то вроде японской лютни). Действие происходит в буддистском храме, построенном для задабривания душ самураев, погибших в войне домов Тайра и Минамото (Хэйкэ и Гэндзи в верхнем чтении). Однажды ночью к нему приходит самурай и сопровождает героя к своим господам, перед которыми Хоити демонстрирует свои музыкальные навыки, распевая и наигрывая «Историю о Хэйкэ». Так продолжается много ночей, пока поклонники творчества слепого музыканта не решают забрать его навсегда. Настоятель поясняет, что это духи погибших. На все тело Хоити наносят защитные письмена, делающие его невидимым для призраков. Когда за ним придут, он должен не произносить ни слова и не шевелиться. Иначе духи его разорвут. К несчастию нашего героя, помощник настоятеля, наносивший знаки, забыл про уши. Дух удивлен. Уши есть, а больше ничего. Вот призрак и решает принести своему начальству хотя бы уши как доказательство выполненного задания. Закричит ли Хоити? Будет ли грызть настоятеля совесть за такую оплошность? Узнаете из фильма.
«Внутри чайной чаши». Самурай выпивает воды, а затем обнаруживает в ней изображение другого человека. Вот так по невнимательности он выпивает часть чужой души. Владелец души начинает преследовать самурая. К чему это приведет? Смотрите кино. Чуть позже писатель, сочинявший эту историю, обнаружит чью-то душу в своем котле с водой. Скажу честно, последняя история меня не очень впечатлила, потому не хочу уделять ей много внимания.
Это шедевр мирового кино. Если вы составляете очередной список фильмом, которые необходимо посмотреть перед смертью, то без «Кайдана» обойтись никак нельзя. Картина долгая
«Юки-онна» (Снежная женщина). Два дровосека попали в метель и с большим трудом добрались до лачуги. Ночью к ним пришла Юки-онна – прекрасная белолицая девушка-призрак из японского фольклора, обитающая везде, где есть снег. Престарелого дровосека она убивает, а молодого жалеет, потому что находит его слишком молодым и красивым. Однако Юки-онна берет с героя обет: он обязан хранить в тайне произошедшее, иначе она его убьет. Через некоторое время Минокити встречает в лесу прекрасную девушку, которая направляется в Эдо на заработки. Ему не без помощи матери удается уговорить ее остаться и стать его женой. Прошли годы. У них трое детей. Жена все также белолица и прекрасна, что вызывает неподдельное удивление односельчан. В один из вечеров Минокити показалось, что его жена очень уж сильно похожа на Юки-онну, и рассказ ей старую историю. Красавица-жена обернулась призраком, разозлилась на нарушившего обет. О судьбе троих детей и мужа узнаете из картины. Не так уж и кровожадно.
«Внутри чайной чаши». Самурай выпивает воды, а затем обнаруживает в ней изображение другого человека. Вот так по невнимательности он выпивает часть чужой души. Владелец души начинает преследовать самурая. К чему это приведет? Смотрите кино. Чуть позже писатель, сочинявший эту историю, обнаружит чью-то душу в своем котле с водой. Скажу честно, последняя история меня не очень впечатлила, потому не хочу уделять ей много внимания.