«Скайлайн» - кино удивительное. Удивительное в том смысле, что являясь на 100% шаблонным, вторичным и банальным (огромные корабли инопланетян нападают на Большой Город Америки… а-ах, разбудите меня кто-нибудь!) оно, в соответствии со своим так и непереведенным названием, балансирует на грани – на тонкой линии, отделяющей «бэшки», стартующие прямо на DVD, от высококлассных блокбастеров, собирающих полные кинотеатры. Ну ей-богу, каждый фрагмент, каждый кадр, каждый ракурс этого фильма мы уже видели (если это не первая рецензия на «Скайлайн», которую вы читаете, остаток абзаца можно пропустить): в «Дне независимости» (боевые самолеты штурмуют летающие тарелки супостатов плюс удар инопланетному гаду кулаком в челюсть); в «Войне миров» (авоськи с людьми в утробе кораблей плюс хищные щупальцерукие роботы шныряют по углам); в «Районе №9» (картинка просто один в один), в «Монстро» (разудалая вечеринка прожигателей жизни кончается атакой чудовищ) – продолжать можно долго.

И, тем не менее, смотреть «Скайлайн»  интересно, словно это фильм-пазл, кусочки которого хорошо известны, но до конца не понятно, как они сложатся. Вот только-только вы решили, что герои, как в «Монстро», будут прорываться сквозь уличные баррикады к призрачной надежде («над морем этих тварей нет!»), как их тут же загоняют обратно в бетонную двадцатиэтажную коробку. Едва между героями возникнет ревность, как от любовного треугольника тут же смачно откусят сразу две вершины. Вот только вы подумаете, что вот этот пенсионер с собачонкой отлично разбавит скучную компанию самовлюбленных киношников (следует признать, что симпатии к героям не испытываешь почти никакой) – как тут же… Ну вы поняли. Почти по всему фильму «разбросаны» невыстрелившие «ружья»: вот у облученного героя в теле явно копошится кто-то вроде «Чужого» - объяснения этому так и не будет. Столько разговоров про море и про яхту – к ней выжившие и близко не подойдут. Может статься, что это лишь огрехи сценария, но лично для меня эффект неожиданности несколько раз срабатывал на ура. А это в блокбастере дорогого стоит. Даже концовка для меня оказалась сюрпризом – после кульминации и «затемнения» я лично ожидал только титры, но не столь драматичный эпилог.

Во время просмотра складывается впечатление, что кино сделано парочкой спецов по спецэффектам не выходя из собственного кондоминиума, и – о чудо! – так оно и есть! Это даже не упрек, скорее, речь идет о некотором новом поджанре, когда набившие руку на видеоклипах и спецэффектах ремесленники от кинематографа решаются сами снять и профинансировать малобюджетный фильм «про вторжение». Недавние примеры – протежированные Бекмамбетовым «Монстры» Гарета Эдвардса, и наделавший шуму в YouTube мини-фильм уругвайца (!) Федерико Альвареза «Приступ паники», снятый за… 300 долларов (!!) Вот и браться Штраусы, отметившиеся в качестве создателей спецэффектов к почти шестидесяти фильмам, решили сыграть на собственном поле, и снять кино про… киношников, снимающих фильм про больших роботов, и оказавшихся практически внутри собственного фильма! Предыдущая известная работа братьев – раскритикованная в пух и прах лента  «Чужие против Хищника 2: Реквием», и, хотя в «Скайлайне» можно обнаружить влияние «Реквиема» (например, нездоровый интерес монстров к беременным землянкам), это сильный шаг вперед. Спецэффекты хороши - некоторые кадры «Скайлайна» так и хочется прямо в кинотеатре притормозить и перемотать обратно для повторного просмотра, вроде сцены на парковке, или нападение «чужих» на вертолет, или пробежка героев возле бассейна…  Но и сценарию есть чем блеснуть – он, подобно «Монстро», балансирует между надеждой и отчаянием, что вовсе не типично для ура-героического блокбастера.

Словом, не смотрите вверх… ой… не смотрите на разгромные рецензии, и составьте собственное мнение об этом неоднозначном фильме.

(с) Дмитрий Витер, [info]klub_krik, 2010