Персона Бена Эффлека в среде киноманов давно уже прочно ассоциируется с деревянным суперстаром, кочующим из блокбастера в блокбастер и все хуже и хуже играющим. Выстрелив вместе со своим закадычным другом Мэттом Дэймоном в 1997 году оскароносным сценарием к фильму «Умница Уилл Хантинг», он в одночасье взлетел на голливудскую орбиту. Но тут пути-дорожки друзей стали расходиться. Если Дэймон плотно занял свою нишу в когорте лучших американских актеров современности, то Эффлек же, скорее, стал слащавым красавчиком, все дальше откладывая зачатки собственного таланта. А он у него все-таки присутствовал.

 

После того, как в 2004 году Эффлек на пару со своей тогдашней пассией Дженнифер Лопез выдал один из самых ужасных фильмов последних лет  - «Джильи» - удача стала ему изменять. Но в 2007 году на экраны вышел его режиссерский дебют – независимая криминальная драма «Прощай, детка, прощай». И об Эффлеке снова заговорили. Причем на сей раз – в явно положительных тонах. Картина получилась очень качественной, искренней и пронзительной. Пустышкой этот фильм назвать нельзя было ни в коем случае. Вполне естественно, что все стали ждать от Эффлека продолжения в том же духе. 

И вот спустя три года вышла его новая работа под названием “The town”, получившая в нашем прокате несколько несуразное название - «Город воров».  Эффлек явно снимал картину с прицелом на возможный кассовый успех – и бюджет получил больше в два раза, и жанр гангстерской драмы был выбран совсем не просто так. Ведь для многих постановщиков это самая благодатная тема, не раз и не два приносившая создателям мировую славу, призы и миллионы в прокате. Другое дело, что новое слово в этом жанре сказать сейчас практически невозможно.  Вот и «Город воров» на первый взгляд кажется банальным набором штампов. Тут вам и «Отступники» (место действия – Бостон), и «Схватка» (противостояние стража закона и бандита), и «Путь Карлито» (дилемма влюбленного раскаявшегося гангстера, пытающегося соскочить с опасного пути). Я уже не говорю о теме ограблений банков, которая поднималась бесчисленное количество раз. Но Эффлек при таком не очень хорошем раскладе ухитрился снять крепкую и добротную криминальную драму, которая отнюдь не смотрится безликим подражанием, а выглядит вполне самодостаточным фильмом, держащим в напряжении все два с лишним часа и при этом не скатывающимся в слезливую пафосно-морализаторскую мелодраму.  Атмосфера Бостона, точнее, его криминогенного района Чарлзтауна, ощущается буквально каждой клеточкой, и в этом, несомненно, заслуга постановщика. К Эффлеку вообще как-то в этом плане придираться не хочется. Видно, что фильм сделан с  большим старанием, особенно сцены экшна, в которых Эффлек явно опирался на «Схватку» Майкла Мэнна – они так же поставлены весьма достоверно и реалистично.

А вот к Эффлеку-актеру придется высказать претензии. Зря он решил сыграть главную роль в собственном фильме. Это вообще мало кому удается, много было случаев, когда одно амплуа перекрывало другое и наоборот. Нет, Эффлек  выглядит вполне неплохо, если сравнивать со многими другими его ролями, так даже хорошо, но другой более квалифицированный актер справился бы с центральным персонажем гораздо лучше. Тот же Джереми Реннер, блеснувший в оскароносном «Повелителе бури», смотрелся бы в главной роли прекрасно. Но тут ему пришлось довольствоваться второстепенным персонажем – слегка неуравновешенным подельником героя Эффлека. И Реннер переиграл его на все сто. После фильма о персонаже Эффлека только и вспоминается, что он почти весь фильм носит умопомрачительные спортивные костюмы и всегда ходит небритым, прямо как Дмитрий Певцов в перестроечном боевичке «По прозвищу зверь». По Реннеру же хочется заметить, что еще одна-две подобные роли, и его можно будет назвать одним из лучших актеров последнего времени. Остальные актеры мне понравились. Доселе неизвестные мне Джон Хэмм и Ребекка Холл справились со своими ролями – соответственно, агент ФБР, преследующий банду героев Эффлека и Реннера и пассия главного героя – вполне неплохо. В эпизодических ролях появились очень хорошие актеры Крис Купер и Пит Постлетуэйт, и выглядели они как всегда отлично.

В общем, я не пожалел, что посмотрел данную картину. Конечно, это далеко не новая жанровая ниша, но кино очень ровное и достойное. Бен Эффлек как режиссер – не разочаровал, как актер  - не выглядел посмешищем, как во многих фильмах. Все-таки ставить фильмы у него пока получается лучше, чем лицедействовать. И хочется, чтобы в дальнейшем на этом поприще он только прибавлял.