СССР, Чехословакия 1989
реж. Игорь Масленников
 

Настоящих чудес на этом свете не бывает, это я точно знаю.
Когда-то много лет назад, во времена моего младенчества, у меня был дядя.
Он и сейчас есть этот дядя.. Так вот Он умел делать настоящие чудеса.


Добро пожаловать в Средние века, дорогие зрители. Чума, ведьмы, турки, "до Бога высоко, до царя далеко", духовный трибунал и не опаздывайте к воскресной мессе. На чужаков здесь смотрят искоса. Потому как, у нас тут инквизиция и все по-настоящему. Но, уж коли приехали, милости просим в Эсельдорф, что в Бургенланде, самом сердце благословенной нашей Австрии..

И так уж случилось, что именно сюда в один прекрасный день прибывает богатый путешественник Филипп Траум, благородный юноша с золотыми волосами и голубыми глазами. Он немного чародей, чуть-чуть философ, капельку предсказатель и еще он.. сатана-младший.

В основе фильма Игоря Масленникова лежит повесть Марка Твена "Таинственный незнакомец". Однако экранизацией эту вещь считать вряд ли возможно. Слишком уж далеко ушел фильм от унылого богоборческого памфлета лукавого лоцмана с Миссисипи. Твен всего-навсего подарил Масленникову сюжет, как некогда Пушкин подарил Гоголю идею "Мертвых душ".
А дальше - пишите и снимайте что хотите, если что - я давно умер..

Казалось бы - конец 80-х - самое времечко: эпоха газеты "Голос вселенной" и передачи "НЛО - необъявленный визит" - наша страна на пороге гибели живо интересовалась всякого рода мистикой и месмеризмом.
Но, вопреки эпохе, "Филипп Траум" получился очень тонкой, камерной, глубокой и в чем-то очень брейгелевской картиной.



Отчасти это кино можно считать лебединой песней, умирающего вместе с Союзом, жанра детских и юношеских фильмов. Не случайно Филипп Траум выбирает себе в друзья трех мальчиков: сына органиста Теодора, сына трактирщика Сеппи и сына судьи Николауса. Ведь в детстве, как известно, дверь в другое измерение закрыта еще не так плотно. Да и Вера безгранична..



Помимо этого в последний раз покажут мастер-класс на большом экране великий Юри Ярвет и Евгений Весник. А в паре эпизодов мелькнет никому тогда неизвестный Юрий Гальцев.

Скрытая агорафобия режиссера (в кадре никогда не собирается больше четырех персонажей, а сцены с толпой всегда полны тревоги и угрозы) лишь добавляет картине интимного шарма.
А музыка Виктора Кисина, наравне с блестяще прописанными диалогами, создает законченный сюрреалистический колорит.
У вас еще остались сомнения? Вы все еще сжигаете ведьм? Тогда мы идем к вам.