«Начало» Кристофера Нолана – фильм о снах и реальности. Можно ли их различить, и вообще, быть уверенным, что это твой сон, а не чей-нибудь ещё? Тема не новая, в истории культуры она встречается часто, но не стала банальностью, и возможно ещё много её интерпретаций. Сны в фильме Нолана не обычные, это конструкции, неотличимые от реальности, которые создают «архитекторы» – специалисты по дизайну сновидений. Они лишены нелогичности и странности образов, присущих снам, события в них разворачиваются с удивительно реалистичной последовательностью. Здесь можно проснуться в чужом сне, то есть сниться кому-то, но не утратить свободы действий, и при этом не знать, что это чужой сон.

 

Главный герой по имени Кобб (Леонардо Ди Каприо) занимается тем, что ворует информацию. Информация, которая его интересует, хранится в сознании людей. Чтобы добраться до неё, он усыпляет их, погружает в сон, который видит кто-то другой. Бессознательное спящих срабатывает так, что они невольно вынуждены раскрыть свои секреты. Но у Кобба появляется более интересная задача – вместо того, чтобы воровать информацию, он должен наоборот поместить её в сознание человека, причем таким образом, чтобы клиенту она казалась своей собственной. Трудность заключается в том, что идею надо привить не только в сознании, но и в подсознании, и при этом скрыть источник идеи. Кобб лучший в своей профессии и он берется за это дело. Но есть одна проблема в его собственном подсознании, с которой ему не под силу справиться. Это его покойная жена. Она стала «проекцией» его бессознательного во все сны, в которых он оказывается, в своих и чужих. Проекции ведут себя независимо и не подчиняются сознанию, на то они и бессознательные. Обычно проекции участников сновидений (например, прохожие на улицах сна) ведут себя спокойно, но только не жена Кобба. Она всегда пытается появиться не вовремя и помешать ему выполнить задание. Интересно, что она, будучи проекцией его бессознательного, считает себя вполне реальной, а его дураком, который запутался, где сон, а где явь. Вероятно, Кобб, любящий свою жену, согласился бы с ней, и остался бы с ней в мире видений, если бы не тот факт, что рано или поздно все равно придется проснуться и оказаться в реальности.

В фильме уточняется вопрос о том, существует ли человек самостоятельно в независимой реальности или всего лишь снится кому-то другому, и он, и вся эта реальность. У Нолана это вопрос о том – а не есть ли любое отдельное «Я» и его мнимое представление о реальном мире проекцией чьего-то бессознательного? Любопытно, что в таком случае эта проекция тоже должна видеть сны, в которых её проекции видят сны со своими видящими сны проекциями. В этом заключается ключевое отличие от сюжета «Матрицы» – там люди существовали в виртуальной реальности, сознательно (если допустимо такое свойство приписать искусственному интеллекту) созданных программой, и при этом была настоящая реальность, в который жили не спящие и работала программа. В «Начале» же допускается идея о том, что творец иной реальности не знает что творит, и сам может оказаться чьим-то сном.

Ощущение, что личность персонажа Ди Каприо отчасти пересекается с личностью его героя в «Острове проклятых» Скорсезе возникает за счет похожего сюжета с женой – в обоих случаях умершей и появляющейся в видениях. Но герой разный, в «Начале» у Ди Каприо появляются новые черты, разрушающие представление о стереотипности его игры. Он органично вписывается в роль, заставляя зрителей забывать о том, что перед ними тот же самый Ди Каприо, который сыграл такого-то и такого-то так-то и так-то.

В качестве недостатка фильма можно назвать перебор с экшеном – сны героев слишком уж напоминают боевики с постоянной стрельбой, беготней, погонями, драками и непобедимыми героями, что кажется несовместимым не только с реальностью, но и со сном. С другой стороны, динамика происходящего на экране не позволяет заскучать.

Ещё одним минусом может быть назван открытый финал – остается неизвестным, чем завершается история, зрителю дана загадка, на которую нет ответа. К сожалению, такой прием уже давно превратился в крайне затертый шаблон – если во времена «Бегущего по лезвию» он был свежим и необычным, то сейчас разочаровывает свой банальностью. Но, несмотря на некоторые погрешности, «Начало» – один из самых ярких фильмов за этот год, а, возможно, и за несколько последних лет.