Один из немногих фильмов, которые сразу, без сомнений и угрызений совести, переместить в папку 10/10. Это кино о замечательной картине великого художника – и о той истории, что скрывается за ней.

Молодая девушка Грета попадает в дом художника Яна Вермеера в качестве служанки, но впоследствии выясняется, что именно она из всех лучше всего понимает сущность творчества, она понимает мастера и его картины.

 По моему скромному мнению, этот фильм – не о любви, не о страсти и не о предрассудках, бытовавших в Голландии 17 века, – этот фильм о творчестве. Две центральные фигуры – Вермеер и Грета. Он учит её (сцена с облаками), она – его (сцена с передвиганием стула). Мир искусства сосредоточен в мастерской художника, куда он сбегает от суеты и детских криков и где ей предоставлено протирать пыль, мыть полы, ничего не сдвигая, и готовить краски. Весь остальной мир вертится и крутится вокруг них, с завидным упорством пытаясь раздавить сложившийся, так сказать, творческий тандем, что, в конце концов, ему удаётся.

 Против художника и служанки – жена художника, дочь художника, патрон художника. Они не понимают ни Вермеера, ни Грету, но, что хуже всего, они агрессивны в своём непонимании. Противостоит миру искусства и Питер; любя Грету и желая ей добра, он в то же время тащит её из мастерской, где она счастлива, где у облаков есть цвета, а в камере-обскуре отражается картина. Посредником между мастерской и остальным миром выступает Мария Тинс; она осознаёт, насколько велик талант её зятя, но ей, в то же время, не оторваться от семьи, от дочери и внуков. Она вынуждена заботиться о финансовой стороне дела.

Всё это замечательно воплощено в фильме. Каждый кадр в нём – словно картина голландского художника того времени. Каждый взгляд о чём-то говорит. Каждый звук – будь то музыка, шумы с улицы, звон упавших на землю серебряных тарелок, кудахтанье куриц, цоканье каблуков – создаёт атмосферу. Движение рук, головы, внезапная улыбка – всё это насыщено смыслом.

 Но что самое восхитительное в этом фильме, так это финальный кадр. Вот Грета сжала в кулак принесённые ей кусочки ткани и жемчужины; вот она бросила в сторону осторожный взгляд; о чём она подумала в этот момент?.. Чёрный экран… и тут мы видим жемчужную серёжку, ставшую причиной изгнания Греты из дома художника, - но уже на картине, на настоящей картине Вермеера, а не в ухе живой девушки. Фильм закончен; нам словно говорят: история завершилась и канула в Лету, у неё не будет продолжения. Всё, что осталось от Греты, её мира, – эта картина, этот взгляд и эта серёжка. Постепенно перед нами возникает лицо изображённой на полотне девушки, её замысловатый головной убор – и вдруг нам сообщают, когда была написана картина и где она сейчас хранится. Экскурс закончен, мы вернулись в наше время.

 Целая история, целая судьба – в одном полотне. Возможно, в этом и заключается сила искусства. Страсти, желания, чувства – давно умерли и потухли. Картина – осталась.

 Фильм, воистину достойный и книги, по которой он был снят, и мастерства актёров, в фильме сыгравших, и, конечно, мастерства художника, написавшего в 17 веке портрет служанки.