Первые на Луне"Овсянки" Алексея Федорченко в главном конкурсе Венеции 2010 понравились и кто-то даже называл фильм фаворитом фестиваля. Призы были, но гран-при не случилось. А жаль...

Вспомним сегодня предыдущую работу Алексея Федорченко - "Первые на Луне".

Он снят в жанре журналистского псевдо-расследования тайной космической советской операции – первого полета человека на Луну, совершенного якобы в 1936-м году. Фильм  был показан в Венеции в 2005-м и произвел фурор – публика, похоже, не поняла, что "Первые на Луне"  искусно притворяются документом, на самом-то  деле им не являясь. Жюри конкурса документальных фильмов это искусство оценило – и Алексей Федорченко, дебютант не только Венеции, но и вообще абсолютный новичок в кино, получил приз фестиваля за лучший документальный фильм.
Тогда, в 2005-м, под впечатлением фестивальных восторгов, фильм выглядел настоящей сенсацией, трюком, аттракционом, мощно реализованной заявкой на победу.

Сейчас, несколько лет спустя, можно посмотреть фильм как кино.
И убедиться не только в изобретательности и остроумии авторов, но и в мастерстве, владении киноязыком.


Федорченко вживается в ретро-стилистику, оставаясь остраненным, в общем, создает достаточно парадоксальное впечатление именно тем, что из всего вышеизложенного так и не понятно: это комплимент эпохе или все-таки повод для драки?
После первого просмотра мы склонялись ко второму мнению: Федорченко как будто брал  яркие советские образы, стереотипы, клише, символы, утрировал их, и из этих полу-героев полу-зомби скроил такую мега-героическую вампуку, приправив для остроты еще и умело впрыснутым сомненим: а вдруг и действительно… что-то такое было…. От этих советских фанатиков всего можно ожидать… даже в прошлом…) Три-ха-ха.

При этом и тогда насмешка над великой эпохой не выглядела грубой, глупой или скандальной. Очень тонкий проход  между тотальным высмеиванием и скрытым восторгом.

Таким фильм видится сейчас. Обильные видеофрагменты из реального художественного фильма 30-х "Космический рейс" заставляют усомниться в том, что улыбка на устах Федорченко вызвана исключительно постмодернистской иронией. 

Первые на Луне. Федорченко

Как мастер кино, он не может всерьез не восхищаться этим фильмом. А как человек, снявший свой первый фильм о космосе, не может не понимать мощи хотя бы этого космического кино-проекта – это первые съемки старта гигантского космического корабля, проходов по Луне, невесомости – съемки, ставшие для кинематографистов всего мира учебным пособием и каталогом для цитирования. (Большая есть школа мысли, развивающая идею теории заговора о том, что американцы на Луну не высаживались и свои "гигантские шаги по Луне" снимали в студии, так вот, эта школы мысли утверждает, что поддельную высадку на Луну снимал Стенли Кубрик  и основой для его режиссерских решений был именно "Космический рейс" Василия Журавлева. А вся эта информация уже сильно перекликается с самим названием фильма Федорченко, да? "Первые на Луне".)

И эти лица героев.

Первые на Луне. Федорченко

И первый космонавт – нет, планетолетчик? Нет, космолетчик – так они назывались. Первый космолетчик, Иван Харламов. Хорош, как Столяров, да?

Первые на Луне. Федорченко

А Надежда Светлая? Это – замечательное воспроизводство стиля эпохи? Ну да, но каков стиль – такова и эпоха, так ведь? Вот такие люди, такие лица символизировали ту эпоху высоких достижений. А с другой стороны – вот такими методами и средствами.

И тотальная слежка. И – физическое устранение в случае неудачи. И лагерь – или психбольница. И – все равно! – самые дерзновенные в истории надежды сбылись, вперед, мечта,  (такой песней на стихи Брюсова заканчивается фильм)!

В общем, оказался первый фильм Федорченко гораздо глубже, чем просто изящная ретро-виньетка на тему потоптаться на руинах бывшего колосса. Он не отвечает на вопросы, а оставляет их – как ответы. Нельзя ответить: что же было на самом деле? Что было – то и снято. Что снято – то и было.
Было и то, в застенках и тотальной слежке. И другое – в космических дерзаниях и достижениях. И еще больше – всеобщее стремление к ним, космическим высотам. И они были рядом. И это не взаимоисключающие, а взаимообуславливающие и сосуществующие явления. Нельзя вычеркнуть одно и оставить другое. Типа, в этих размышлениях о том, что пиво с утра не только вредно, но и полезно, ничего особо нового нет.
Это называется "антиномия". И мы, русские, обычно к антиномиям относимся как-то очень трагично. Со свойственной нам вселенской печалью.

Но Федорченко в "Первых на Луне" вот эту, привычно для нас самую трагичную антиномию нашей истории – "Так что же это был за век?!" – (заламывая руки) – "Величайшие достижения или величайшие преступления?!" - (расцарапывая лицо) – "Космический прорыв или ад ГУЛАГа?" - (разрывая рубашку на груди) – он рассматривает без этого трагизма и пафоса.

Ну да, некоторую иронию избирая инструментом, который поможет не скатываться в пропасть пафоса. И получается. Не насмешка, нет.
Получается жизнь замечательных людей. Или – жизнь замечательных идей. Великих в своих достижениях, преступлениях и ошибках. Этим и определяется величие – величиной.

Первые на Луне. Федорченко
... останутся наши следы...

В общем, редко кто из современных режиссеров может заставить так долго и вдумчиво размышлять над увиденным, при чем позволив просмотреть это увиденное с неослабевающим интересом и воодушевлением. Не говоря уже о чувстве юмора.

Вот бы он победил в Венеции!

Первые на Луне: Россия - 2005