Посмотрел ассортимент винзаводского киноклуба — и нашёл сразу три мощных биографических фильма. Из них «Мисиму» можно смело назвать культовым, а два других сделаны о культовых личностях не менее известными кинематографистами.
Секс, наркотики и рок-н-ролл / Sex & Drugs & Rock & Roll
(байопик панка, придумавшего это выражение)
Челси со льдом / Chelsea on the Rocks
(биография отеля, где жили Набоков и Хендрикс)
Мисима: жизнь в четырех главах / Mishima: The Life in Four Chapters
(художественная биография Мисимы в трёх разных визуальных стилях)

Лица у этих фильмов не вполне человеческие: икона панка Иэн Дьюри и эстет-самурай Юкио Мисима в лучшие годы мало напоминали нормальных людей, ну а отель «Челси» вообще — 12-этажное здание. Но после приторных голливудских сказочек все эти фильмы как глоток свежего воздуха. Тут настоящие человеческие лица, без купюр и сглаженных острых углов.
А главное, все три фильма — не только про звёзд, но и сделаны звёздами. Режиссёр «Плохого лейтенанта», сценарист фильма «Таксист» и Горлум плохого не покажут.
Reasons to be cheerful (с)

Секс, наркотики и рок-н-ролл / Sex & Drugs & Rock & Roll
Великобритания, 2010, 113 мин.
Режиссёр: Мэт Уайткросс
У заглавной фразы длинная история. Суровые британские моряки говорили с военной прямотой: «Ром, содом, аккордеон», причём содом предполагался без участия дам. Гражданские выражались помягче — «вино, женщины и песни». К нашей эпохе фразу приспособил музыкант Иэн Дьюри — икона панка и нью-вейва.
В фильме о жизни Дьюри вместо сахарных соплей — нездоровые дозы стыда, боли и угара. Дьюри с 10 лет болел прогрессирующим полиомиелитом, всю жизнь ходил в ортопедическом аппарате и с палкой, и всё-таки отжигал на сцене не хуже, чем Джонни Роттен или Игги Поп. К тому же его представления были зрелищнее и театральнее, чем обычные панк-концерты, а тексты песен не только рифмовались, но и содержали едкую сатиру.
Сам фильм состоит из таких же ядовитых и сильнодействующих ингредиентов, как и то, что принимал главный герой. Продюсер Джонс работал с культовыми режиссёрами Араки и Уинтерботтомом, а также с Дэнни Бойлом; в проекте у него — фильм о Евровидении с Боратом в главной роли и биография Маргарет Тэтчер. Режиссёр Мэт Уайткросс —модный документалист, соавтор скандальной «Дороги в Гуантанамо», экранизировал книгу-бестселлер «Доктрина шока». Наконец, самого Иэна Дьюри исполнил великолепный Энди Сёркис, исполнитель ролей Горлума и Кинг-Конга.
Сёркис прославился, играя гениальных фриков. В роли комедианта Дьюри он искрится, как подстанция: мало кто смог бы так убедительно проорать «Х**ни меня!» в гриме трансвестита, котелке и бакенбардах.
Что общего у Набокова и Хендрикса

Челси со льдом / Chelsea on the Rocks
США, 2008, 88 мин.
Режиссёр: Абель Феррара
Феррара, автор культового фильма «Плохой лейтенант» с Харви Кейтелем, никогда не был пай-мальчиком. Он начал с порнофильма «9 жизней мокрой киски» и хоррора «Сверлящий убийца» (Driller Killer), и ни разу не сбавил темпа, предпочитая шокирующие гангстерские драмы. Но когда Феррара узнал о том, что легендарный нью-йоркский отель «Челси» собираются закрыть, — немедленно приступил к съёмкам документалки.
«Челси» служил прибежищем для писателей, художников, актёров, музыкантов и просто весёлых наркоманов с 1905 года. Если случайно ткнуть пальцем в список знаменитостей, можно попасть в Набокова или Эдит Пиаф, а можно — в Чарльза Буковски или Джимми Хендрикса; рядом обязательно окажутся Стэнли Кубрик и Ума Турман, заодно с арт-группой Энди Уорхола «Фабрика» в полном составе. Только из умерших здесь постояльцев — поэт Дилан Томас и убитая в 100-м номере девушка Сида Вишеза из Sex Pistols.
трейлер в хорошем качестве на Jinni.com
Обитатели отеля говорили, что переступая через его порог, ты начинал новую жизнь. Одни из его постояльцев гремели на весь мир, другие умирали в безвестности, третья продавали наркотики первым и вторым. Все они порой по много месяцев не платили за постой. Бессменный директор отеля Стэнли Бэрд (которого недавно уволили инвесторы) поддерживал своих творцов и дебоширов как мог.
Рассказать об истории и атмосфере отеля «Челси» режиссёру помогли многолетние постояльцы, режиссёр Милош Форман, актёры Итан Хоук и Деннис Хоппер. Музыкальное сопровождение обеспечивает Ghostface Killah из Wu-Tang Clan.
Последний самурай

Мисима: жизнь в четырёх главах / Mishima: The Life in Four Chapters
США — Япония, 1985, 121 мин.
Режиссёр: Пол Шрадер
Юкио Мисима строил свою жизнь как произведение искусства, и это ему удалось. Мало кто не знает о японском писателе-гомосексуалисте, который номинировался на Нобелевку, восстановил древнюю систему самурайской чести, а чтобы показать, что не шутит — захватил армейскую часть и взрезал себе живот.
Биографию загадочного японского философа снял легендарный сценарист Пол Шрадер, который делал со Скорсезе фильмы «Таксист» и «Последнее искушение Христа». Хотя режиссёрская фильмография у Шрадера не хуже: среди его работ «Американский жиголо» с Ричардом Гиром, римейк культового триллера «Люди-кошки» и «Патти Хёрст» — биография знаменитой террористки. И всё-таки сам Шрадер считает «Мисиму» своей главной режиссёрской работой.
Фильм далёк от скандальности, и скорее напоминает поэму. Режиссёр описывает жизнь писателя с трёх сторон — Мисиму-знаменитость, Мисиму-человека и Мисиму-писателя. Фильм начинается с последнего, самого знаменитого дня Мисимы, когда его отряд захватил военную часть и взял в заложники генерала. Сцены захвата чередуются с моментами из жизни писателя, вначале робкого заикающегося юноши, а потом уверенного в себе атлета; и красочными сценами из его романов, которые стилизованы под цветное кино 60-х. Три линии сходятся в точке самоубийства Юкио Мисимы.
(байопик панка, придумавшего это выражение)
(биография отеля, где жили Набоков и Хендрикс)
(художественная биография Мисимы в трёх разных визуальных стилях)

Лица у этих фильмов не вполне человеческие: икона панка Иэн Дьюри и эстет-самурай Юкио Мисима в лучшие годы мало напоминали нормальных людей, ну а отель «Челси» вообще — 12-этажное здание. Но после приторных голливудских сказочек все эти фильмы как глоток свежего воздуха. Тут настоящие человеческие лица, без купюр и сглаженных острых углов.
А главное, все три фильма — не только про звёзд, но и сделаны звёздами. Режиссёр «Плохого лейтенанта», сценарист фильма «Таксист» и Горлум плохого не покажут.
Reasons to be cheerful (с)

Секс, наркотики и рок-н-ролл / Sex & Drugs & Rock & Roll
Великобритания, 2010, 113 мин.
Режиссёр: Мэт Уайткросс
У заглавной фразы длинная история. Суровые британские моряки говорили с военной прямотой: «Ром, содом, аккордеон», причём содом предполагался без участия дам. Гражданские выражались помягче — «вино, женщины и песни». К нашей эпохе фразу приспособил музыкант Иэн Дьюри — икона панка и нью-вейва.
В фильме о жизни Дьюри вместо сахарных соплей — нездоровые дозы стыда, боли и угара. Дьюри с 10 лет болел прогрессирующим полиомиелитом, всю жизнь ходил в ортопедическом аппарате и с палкой, и всё-таки отжигал на сцене не хуже, чем Джонни Роттен или Игги Поп. К тому же его представления были зрелищнее и театральнее, чем обычные панк-концерты, а тексты песен не только рифмовались, но и содержали едкую сатиру.
Сам фильм состоит из таких же ядовитых и сильнодействующих ингредиентов, как и то, что принимал главный герой. Продюсер Джонс работал с культовыми режиссёрами Араки и Уинтерботтомом, а также с Дэнни Бойлом; в проекте у него — фильм о Евровидении с Боратом в главной роли и биография Маргарет Тэтчер. Режиссёр Мэт Уайткросс —модный документалист, соавтор скандальной «Дороги в Гуантанамо», экранизировал книгу-бестселлер «Доктрина шока». Наконец, самого Иэна Дьюри исполнил великолепный Энди Сёркис, исполнитель ролей Горлума и Кинг-Конга.
Сёркис прославился, играя гениальных фриков. В роли комедианта Дьюри он искрится, как подстанция: мало кто смог бы так убедительно проорать «Х**ни меня!» в гриме трансвестита, котелке и бакенбардах.
Что общего у Набокова и Хендрикса

Челси со льдом / Chelsea on the Rocks
США, 2008, 88 мин.
Режиссёр: Абель Феррара
Феррара, автор культового фильма «Плохой лейтенант» с Харви Кейтелем, никогда не был пай-мальчиком. Он начал с порнофильма «9 жизней мокрой киски» и хоррора «Сверлящий убийца» (Driller Killer), и ни разу не сбавил темпа, предпочитая шокирующие гангстерские драмы. Но когда Феррара узнал о том, что легендарный нью-йоркский отель «Челси» собираются закрыть, — немедленно приступил к съёмкам документалки.
«Челси» служил прибежищем для писателей, художников, актёров, музыкантов и просто весёлых наркоманов с 1905 года. Если случайно ткнуть пальцем в список знаменитостей, можно попасть в Набокова или Эдит Пиаф, а можно — в Чарльза Буковски или Джимми Хендрикса; рядом обязательно окажутся Стэнли Кубрик и Ума Турман, заодно с арт-группой Энди Уорхола «Фабрика» в полном составе. Только из умерших здесь постояльцев — поэт Дилан Томас и убитая в 100-м номере девушка Сида Вишеза из Sex Pistols.
трейлер в хорошем качестве на Jinni.com
Обитатели отеля говорили, что переступая через его порог, ты начинал новую жизнь. Одни из его постояльцев гремели на весь мир, другие умирали в безвестности, третья продавали наркотики первым и вторым. Все они порой по много месяцев не платили за постой. Бессменный директор отеля Стэнли Бэрд (которого недавно уволили инвесторы) поддерживал своих творцов и дебоширов как мог.
Рассказать об истории и атмосфере отеля «Челси» режиссёру помогли многолетние постояльцы, режиссёр Милош Форман, актёры Итан Хоук и Деннис Хоппер. Музыкальное сопровождение обеспечивает Ghostface Killah из Wu-Tang Clan.
Последний самурай

Мисима: жизнь в четырёх главах / Mishima: The Life in Four Chapters
США — Япония, 1985, 121 мин.
Режиссёр: Пол Шрадер
Юкио Мисима строил свою жизнь как произведение искусства, и это ему удалось. Мало кто не знает о японском писателе-гомосексуалисте, который номинировался на Нобелевку, восстановил древнюю систему самурайской чести, а чтобы показать, что не шутит — захватил армейскую часть и взрезал себе живот.
Биографию загадочного японского философа снял легендарный сценарист Пол Шрадер, который делал со Скорсезе фильмы «Таксист» и «Последнее искушение Христа». Хотя режиссёрская фильмография у Шрадера не хуже: среди его работ «Американский жиголо» с Ричардом Гиром, римейк культового триллера «Люди-кошки» и «Патти Хёрст» — биография знаменитой террористки. И всё-таки сам Шрадер считает «Мисиму» своей главной режиссёрской работой.
Фильм далёк от скандальности, и скорее напоминает поэму. Режиссёр описывает жизнь писателя с трёх сторон — Мисиму-знаменитость, Мисиму-человека и Мисиму-писателя. Фильм начинается с последнего, самого знаменитого дня Мисимы, когда его отряд захватил военную часть и взял в заложники генерала. Сцены захвата чередуются с моментами из жизни писателя, вначале робкого заикающегося юноши, а потом уверенного в себе атлета; и красочными сценами из его романов, которые стилизованы под цветное кино 60-х. Три линии сходятся в точке самоубийства Юкио Мисимы.