
режиссер: Ричард Келли
США, 2001
112 мин.
“Why are you wearing that stupid bunny suit?”
“Why are you wearing that stupid man suit?”
вскрывать себе вены - это для других,
потому что для других подвиг - умереть,
а для меня подвиг - жить.
(с)
Если бы мы жили во вселенной, где было бы только хорошее кино, касса мирового проката выглядела бы совершенно иначе. Но это не так, о чем свидетельствует статус этого фильма, который фактически провалился в прокате – позиционировать его как молодежный триллер – что может быть глупее? В итоге на него пошла совсем не та публика и зритель был, что называется, глубоко разочарован.
Хорошая новость в том, что если бы мы действительно жили в таком перевернутом пространственно-временном континууме, Донни Дарко, снятый с низким бюджетом за 28 дней, просто не появился бы – дебютом 26-летнего режиссера Ричарда Келли стал какой-нибудь другой фильм, потому что Донни Дарко – реакция на именно на существующую вселенную, которая не всегда действует честно, где добродетель и невинность уязвимы и где талант не всегда превосходит в пользующиеся успехом банальности.
Нам показана история подростка, который не в состоянии выбраться из «обычного» кризиса переходного периода. Донни имеет все для того, чтобы стать полноценным членом общества – семья, девушка, школа, а также таблетки и регулярные посещения психолога. Но откуда тогда лунатизм, галлюцинации и все признаки шизофрении? Ах да - Донни перестал принимать лекарства.
Несмотря на это (или, возможно, именно из-за этого) Донни оказывается не только свободомыслящим человеком, которому удачно получается выводить из себя родителей и учителей, но и эмоционально глубоким. Большинство же его проблем – из-за неспособности смириться с тем, что из него всеми способами стараются сделать «нормального» человека. Фильм полон сарказма, главная составляющая которого – правда: по большей части для окружающих ненормальность Донни в том, что он не только мыслит независимо, но и высказывает свое мнение.
Джек Джилинхаал превосходно передает непостоянный характер Донни: уязвимый подросток, спорящий с сестрой и озабоченный тем, как бы поцеловать свою девушку, и в другой момент – пытающийся разобраться в устройстве вселенной парень, исследующий темные платы своего ума, запросто беседующий с психотическим кроликом, который открывает ему дату конца света.
Фильм очень многослойный, многожанровый, причем здесь как раз тот самый случай, когда разнообразие жанров подчиняется общей задаче и не выглядит беспорядочным нагромождением. Д.Д. – гипнотическая смесь черной комедии, внутренней драмы, мистической научной фантастики, в которой вопросов гораздо больше ответов; все настолько противоречиво, что не стоит надеяться списать происходящее на безумие главного героя. Так что если вы собрались посмотреть шаблонное кино про подростков – вам стоит выбрать другой фильм. Если же хочется чего-то по-настоящему стоящего – вы знаете, что делать.




