
Такие фильмы, учитывая обстоятельства, надо бы показывать чуть ли не каждый день. Фестиваль "2morrow/Завтра" решил посвятить очередной ночной просмотр отношениям землян с их планетой. Попытки с помощью кино, документального и игрового, сделать человечество и москвичей, в частности, экологически сознательными становятся более эффективными в дыму пожара и на жаре под 40 градусов. Разлив нефти, извержение вулкана и наводнения добаляют аргументов. Приятно, впрочем, что экологическая пропаганда бывает не только полезной и грамотной, но и высокохудожественной. Воспитывать можно не только запугиваниями, но и красотой, что и подтверждают отобранные нами картины. Первая - "Дом" - устраивает фантастический полет над Землей и лекцию по ее истории с печальным резюме, фиксирующем разрушение экологического баланса. Вторая - "Век глупцов" - исходя из этого резюме, рисует безрадостную картину будущего. Третья же - "Кояанискатси", один из главных фильмов XX века - зароваживающая бессловестная медитация, которая скажет гораздо больше, чем обе предыдущие вместе взятые.
Стрелка - Берсеневская наб., 14 стр 5. Начало в 23:00, вход на всю ночь - 500 р. Обещают жуткий холод (ожидать можно уже чего угодно) - одевайтесь потеплее, а на Стрелке есть пледы.
"Дом"
(Home), Франция, 2009, 95 м.
Режиссер Ян Артюс-Бертран
Французский фотограф Ян Артюс-Бертран и продюсер Люк Бессон зависают над планетой примерно на высоте птичьего полета и оттуда, не спеша, рассказывают конспективную историю человечества, которое за последние 50 лет стремительно разрушило гармонические отношения со своим Домом. Авторы не стремятся к большой оригинальности текста, не поражают неожиданностью выводов. Они играют на контрасте безрадостной информации и невероятной красоты картинки. Камера Артюса-Бертрана кружила 18 месяцев на 53 странами.Китай и Саудовская Аравия съемки запретили. Индия изъяала часть отснятого материала. В Аргентине документалистов на неделю посадили за решетку. Артюс-Бертран, как фотограф, занимается такими полетами уже много лет и собственно его орнаментальные снимки из проекта "Земля, увиденная с неба" сделали его знаменитым. В Москве их можно было посмотреть четыре года назад на Чистопрудном бульваре. "Дом" на большом экране у нас тоже показывали, но лишнего раза не будет.
Кояанискатси
(Koyaanisqatsi), США, 1982, 86 мин.
Режиссер Годфри Реджио
Про режиссера Годфри Реджио есть анекдот. Вроде бы во время своих лекций он любил предствляться аудитории так: "Call me simply God". Что-то от бога в нем точно есть. На самом деле все эти красивые и масштабные документальные проекты, посященные Земле как планете и загравшемуся человечеству, начались с "Кояанискатси", в котором красноречивее любых слов звучит великая музыка Филипа Гласса. Масштаб и интонация этого фильма - совершенно библейские. Реджио, если кто не знает, в 14 лет, разочаровавшись в технократическом обществе, стал монахом, принял обет молчания и провел в монастыре 14 лет. Потом занялся кино. "Кояанискатси" начинается с, условно говоря, "рождения мира", которое Реджио показывает как извержение вулканов и фантастический танец туч, и заканчивается вершиной человеческой цивилизации - полетом в космос. Между ними - жизнь планеты и человека, показанные с дистанции божества или инопланетянина - бесконечные суетливые толпы, снующий транспорт, разрушающиеся дома и т.д. В фильме (первая часть трилогии, продолжением которой стоали "Повакацци" и "Накойкакацци"

"Век Глупцов"
(The Age ofStupid), Великобритания, 2009, 92 мин.
Режиссер Франни Армстронг
Здесь есть элемент провокации и игры. Британский актер Пит Постлтуэйт изображает жителя будущего. В 2055 году глобальное потепление начинает уничтожать цивилизацию. Герой Постлтуэйта должен разобраться с причинами и дать тем, кто, может быть, выживет ценные рекомендации. Но это кино не игровое. Авторы колесят по планете и разбирают самые болезненные темы и конфликты, задавая самые неудобные вопросы. В общем действуют немного в духе Майкла Мура. ТАк что экологическая документалистика приобретает черты триллера.