Лишь смерть обязательна, все остальное по желанию.


Фильм: La teta asustada,  в русском переводе Молоко Скорби, в английском the Milk of Sorrow
Год: 2009
Режиссер: Claudia Llosa
Страна: Перу
Награды: Фипресси и Золотой Медведь Берлин, номинация на Оскар 2010 "лучший фильм на иностранном языке".
Фильм основан на книге антрополога Кимберли Тейдон "Среди ближних" 


Главная героиня- девушка появившаяся на свет после того как ее мать была подвергнута насилию. Фильм отсылает к неблагополучным для Перу временам борьбы против коренных народов Анд, жестоким практикам применяющимся среди военных. Фашистский режим в Перу 1980-2000 получил широкий отклик в культуре и искусстве этой страны,  по разным подсчетам погибло около 70000 человек. Не случайно ведущие диалоги идут на красивейшем языке Кечуа, напоминая о перуанских корнях и недавней трагедии. Без перуанского магического реализма конечно тоже не обошлось..


Болезнь главной героини Фаусты называют La teta asustada, то есть врожденный страх и неприятие мира впитавшееся с молоком матери. Говорят что у людей страдающих этим заболеванием нет души. Есть лишь страх и горе воспитанное с материнскими колыбельными.
Действительно Фауста ходит как неприкаянная, избегает общения с родственниками, хранит под кроватью труп матери, и выращивает в вагине картофель. Она боится всего. Боится ходить одна, боится носить юбку на голые ноги, боится свою хозяйку. Прекрасный запуганный зверек. Очень напоминает всех неприкаянных Ким Ки-Дуковских девушек, хранящих молчание и заглушающих душевную боль физической. 

Все было бы скучно и не особенно оригинально, не происходи все это в Перу на фоне фольклорных мотивов, балаганов, веселья в духе Кустурицы и нескончаемой череды свадеб.

Причем не просто свадеб, а таких с голливудским налетом, со всей бутафорией, тортами, голубями и постановочными фотосессиями. Действительно окружающий быт показан очень в духе цыганского балагана, без какого-либо драматизма и размышлений. Люди живут примитивно. Радуются малому. Порадовал эпизод выбора крышки для гроба. Customization просто стопроцентный: хотите- гроб в милитари стайл, хотите с религиозными картинками, может с эмблемами любимой футбольной команды? без проблем!

То есть режиссерский контраст очень четко прослеживается: хрупкая душа главной героини и примитивный праздничный фон из ее родственников. Яркий кадр подчеркивающий это противопоставление: на кровати свадебное платье, под кроватью труп.

Фильм наполнен разного рода семантикой(жемчуг- символ материнства и женского начала; картофель-как основа всех основ и опять же плодородие и жизнь; море в конце как символ очищения, новой жизни, итд, итп...).

Чувствуется Перу, прекрасная операторская работа, музыка.. и Кечуа действительно прекрасен.

Рекомендую. Красиво. Мягко.

Не уверена что переведен на русский.