Обзор телегида Вокруг ТВ
Если бы Романа Полански не посадили в тюрьму за изнасилования 35-летней давности, то его следовало бы посадить за что-нибудь другое: лучшего пиара для фильма «Призрак», нежели режиссер, томящийся в застенках, трудно себе и представить.
Говорят, что Роман Полански, уже сидючи в швейцарской тюрьме и ожидая экстрадиции в Америку, отправлял с курьером пакеты со своими замечаниями съемочной группе – так велась работа над постпродакшеном «Призрака».
А еще если бы в эти дни по экранам мира победоносно не шествовал фильм «Начало» с Леонардо ДиКаприо, то Полански обязательно взял бы это название для своего триллера. Потому что… Ну что такое «призрак», если в нем нет ни капли мистики? Так, просто громкое словцо. А вот «Начало» — слово, имеющее самое непосредственное отношение к сюжету.
Закодированная рукопись
Итак, о чем же фильм? Экс-премьер-министр Великобритании Адам Ланг написал книгу, от которой все стоят на ушах. Политическим оппонентам кажется, что он на них выльет гору компромата, издатели потирают руки и подсчитывают прибыль, жена волнуется: к каким последствиям все это приведет?
Однако прежде чем «бомба» выйдет в свет, ее надо «причесать», сделать удобоваримой для читателя. Поправить стилистику поручают молодому писателю, который специализируется на мемуарах великих. У парня нет имени в писательских кругах, таких, как он, называют призраками. Но каждый зарабатывает как может — за книжку Ланга агент обещает 250 кусков.
Призрак улетает на безлюдный остров, где раскинулись владения Ланга. Сумрачные чертоги Снежной королевы — и то повеселее выглядят. Окна с опущенными шторами, видеонаблюдение, дом, напичканный охраной, демонстранты у забора, обвиняющие Ланга в военных преступлениях… Все это отнюдь не располагает к вдохновению. А тут еще начинают происходить странности. Выясняется, что попытку адаптировать книгу до Призрака уже однажды делал друг Ланга – Майкл, но он умер при загадочных обстоятельствах. Плюс постоянные рыдания жены Ланга, странные намеки его помощницы…
В этой удушающей атмосфере и работает Призрак, который никак не может понять: что такого таит эта книга, если речь в ней всего лишь о генеалогическом древе Ланга, его любви к жене, увлечении молодежным политическим движением?!
Совпадения с Тони Блэром — случайность?
«Призрак» снимался по одноименной книге Роберта Харриса. В 2008 году его роман получил международную награду, ежегодно присуждаемую лучшему автору триллера, и вызвал скандал. Очень многие решили, что Харрис описал жизнь экс-премьер-министра Англии Тони Блэра. Харрис, конечно, все отрицал, но… Нельзя было отрицать очевидного: будучи политическим журналистом, Харрис около двух лет был в числе приближенных к Тони Блэру – до и после его выборов.
Так мог ли писатель удержаться от того, чтобы не выплеснуть свои наблюдения на бумагу?!
В фильме Ланг жалуется на то, что не может купить себе пачку сигарет – у него никогда не бывает наличных, приходится одалживаться у охраны… Эта жизнь со всеми привилегиями, оказывается, имеет обратную сторону — она лишает свободы…
Итак, сходство Ланга и Блэра очевидно. Да и сам Харрис подливает масла в огонь:
Получается, что отрицание всяких совпадений с историческими персонажами – не что иное, как правила игры, почему-то затеянной Харрисом и Полански.
Сценарий эти двое, кстати, писали вместе. Полански не раз публично заявлял, что не хочет видеть в роли Ланга актера, хоть отдаленно похожего на Тони Блэра. И при этом нелогично утвердил Пирса Броснана, который имеет сходство с экс-премьером.
Похожей на Чери Блэр получилась и жена Ланга (актриса Оливия Уильямс).
А еще Полански – как человек, внимательный к деталям, проследил, чтобы в кадре появлялся не муляж, а настоящая книга.
«Он не извращенец, он гений!»
Несмотря на то что съемки фильма совпали с сексуальными скандалами 35-летней давности и последующим осуждением Романа Полански, никто из членов группы косо не посмотрел на режиссера. Наоборот, все как один подчеркивают его невероятный профессионализм и адекватность.
Ему вторит и исполнитель роли Призрака Юэн МакГрегор (прославившийся ролью в «Мулен Руже»
:
— Полански всегда дает актерам интересные комментарии по игре, он мастер детализации. Готовясь к фильму, я пересмотрел все работы Романа и ужасно разволновался, потому что понял, что мне предстоит сотрудничать с выдающимся режиссером.
Любопытно, что даже на крохотные роли Полански пригласил заметных актеров – и никто ему не смог отказать! Ким Кэтролл – разнузданная Саманта из «Секса в большом городе» — сыграла совсем не типичную для себя роль верной соратницы Ланга, его, так сказать, «походной жены».
Джеймс Белуши — издателя, и даже 93-летний Илай Уоллах по первому зову Полански сел в самолет и полетел на съемки.
Чисто английское убийство
Фильм сделан в лучших традициях английского детектива, когда подозреваются все. Утрированно двусмысленные ухмылки второстепенных персонажей, красноречивые взгляды прислуги, случайно оброненные фразы главных героев, сумрачные интерьеры, вызвавшие у актеров в процессе съемок клаустрофобию, «тревожная» музыка — всеми этими приемами триллера Полански овладел сполна и уже очень давно. Впрочем, с первого кадра ясно: с Призраком что-нибудь обязательно произойдет — слишком уж рьяно он сует нос не в свои дела…
А еще отдельным фоном в картине выступает погода — и это тоже чисто английский трюк. В кадре постоянное ненастье, усугубляющее зловещую атмосферу.
Остров, на котором скрывается Ланг, нашел не кто-нибудь – а писатель Харрис. Он брал машину и путешествовал по Америке. В итоге нашел нужную натуру в Бостоне. Съемочной группе удалось проникнуть в найденный и описанный Харрисом дом и отель. Даже эпизод, где система навигации сама по себе подсказывает Призраку, где искать убийцу, — взят из жизни. Харрису сдали в аренду машину, где кто-то оставил свой запрограммированный маршрут.
— Слушая бесплотный голос, я понял, что обязательно использую это в сценарии — как привет с того света! – говорит Харрис.
Думаю, нет. В то время когда американский кинематограф валом выплескивает на нас плохое кино, где русские обвиняются во всех смертных грехах, включая вселенские катастрофы, Роман Полански и Роберт Харрис сделали фильм — приговор американской системе.
И уже за это ему с Полански — спасибо. Самоубийственное признание, за которым может последовать инициированная кем-нибудь новая порция сексуальных скандалов.
Илона Егиазарова
Источник: http://www.vokrug.tv/
Если бы Романа Полански не посадили в тюрьму за изнасилования 35-летней давности, то его следовало бы посадить за что-нибудь другое: лучшего пиара для фильма «Призрак», нежели режиссер, томящийся в застенках, трудно себе и представить.
Говорят, что Роман Полански, уже сидючи в швейцарской тюрьме и ожидая экстрадиции в Америку, отправлял с курьером пакеты со своими замечаниями съемочной группе – так велась работа над постпродакшеном «Призрака».
А еще если бы в эти дни по экранам мира победоносно не шествовал фильм «Начало» с Леонардо ДиКаприо, то Полански обязательно взял бы это название для своего триллера. Потому что… Ну что такое «призрак», если в нем нет ни капли мистики? Так, просто громкое словцо. А вот «Начало» — слово, имеющее самое непосредственное отношение к сюжету.
Закодированная рукопись
Итак, о чем же фильм? Экс-премьер-министр Великобритании Адам Ланг написал книгу, от которой все стоят на ушах. Политическим оппонентам кажется, что он на них выльет гору компромата, издатели потирают руки и подсчитывают прибыль, жена волнуется: к каким последствиям все это приведет?
Однако прежде чем «бомба» выйдет в свет, ее надо «причесать», сделать удобоваримой для читателя. Поправить стилистику поручают молодому писателю, который специализируется на мемуарах великих. У парня нет имени в писательских кругах, таких, как он, называют призраками. Но каждый зарабатывает как может — за книжку Ланга агент обещает 250 кусков.
Призрак улетает на безлюдный остров, где раскинулись владения Ланга. Сумрачные чертоги Снежной королевы — и то повеселее выглядят. Окна с опущенными шторами, видеонаблюдение, дом, напичканный охраной, демонстранты у забора, обвиняющие Ланга в военных преступлениях… Все это отнюдь не располагает к вдохновению. А тут еще начинают происходить странности. Выясняется, что попытку адаптировать книгу до Призрака уже однажды делал друг Ланга – Майкл, но он умер при загадочных обстоятельствах. Плюс постоянные рыдания жены Ланга, странные намеки его помощницы…
В этой удушающей атмосфере и работает Призрак, который никак не может понять: что такого таит эта книга, если речь в ней всего лишь о генеалогическом древе Ланга, его любви к жене, увлечении молодежным политическим движением?!
Ответ – в начале. Составь в предложение первые слова глав книги – и тебе станет ясна вся глобальная интрига, все виновники убийств и политических подстав…
Думаете, слава писателя Дэна Брауна, шифрующего свои книжки, не дает покоя Полански? А вот и нет! Говорят, к подобному приему кодирования важной информации хотели в своих мемуарах прибегнуть несколько известных политиков – да побоялись!
Совпадения с Тони Блэром — случайность?
«Призрак» снимался по одноименной книге Роберта Харриса. В 2008 году его роман получил международную награду, ежегодно присуждаемую лучшему автору триллера, и вызвал скандал. Очень многие решили, что Харрис описал жизнь экс-премьер-министра Англии Тони Блэра. Харрис, конечно, все отрицал, но… Нельзя было отрицать очевидного: будучи политическим журналистом, Харрис около двух лет был в числе приближенных к Тони Блэру – до и после его выборов.
— Я получал кипы документов внутренней информации, — несдержанно хвастает Харрис. — У меня был доступ к тому, к чему не было доступа ни у одного журналиста. Я смог узнать, как ведут себя люди в стрессовых ситуациях, на что похожа жизнь человека, находящегося под постоянным наблюдением охраны…
Так мог ли писатель удержаться от того, чтобы не выплеснуть свои наблюдения на бумагу?!
В фильме Ланг жалуется на то, что не может купить себе пачку сигарет – у него никогда не бывает наличных, приходится одалживаться у охраны… Эта жизнь со всеми привилегиями, оказывается, имеет обратную сторону — она лишает свободы…
— Вы только подумайте, — говорит Харрис, — в разгар войны Уинстон Черчилль любил прогуливаться по Даунинг-стрит в сопровождении всего лишь одного инспектора полиции! А у Блэра до сих пор около 24 телохранителей. Ему нельзя самому водить машину, он не летает коммерческими рейсами… Даже в Средневековье короли вели свои войска на битву, а сегодня лидеры живут за пуленепробиваемыми стеклами, они бесконечно далеки от реального мира и зависят от своей охраны…
Итак, сходство Ланга и Блэра очевидно. Да и сам Харрис подливает масла в огонь:
— В 2006 году я услышал по радио, что некий человек хочет подать в суд на Блэра за военные преступления и что единственная возможность избежать Блэру наказания – это уехать в Америку, откуда бы его никто не смог экстрадировать. Меня тогда осенило: мой герой Ланг будет жить в изгнании – как Солженицын… — неожиданно заключает писатель.
Получается, что отрицание всяких совпадений с историческими персонажами – не что иное, как правила игры, почему-то затеянной Харрисом и Полански.
Сценарий эти двое, кстати, писали вместе. Полански не раз публично заявлял, что не хочет видеть в роли Ланга актера, хоть отдаленно похожего на Тони Блэра. И при этом нелогично утвердил Пирса Броснана, который имеет сходство с экс-премьером.
Похожей на Чери Блэр получилась и жена Ланга (актриса Оливия Уильямс).
А еще Полански – как человек, внимательный к деталям, проследил, чтобы в кадре появлялся не муляж, а настоящая книга.
В типографии была заказана для фильма суперобложка: «Адам Ланг. Моя жизнь». А знаете, что скрывалось под суперобложкой? Реальная книга «Годы правления Блэра: Дневники Аластера Кэмпбелла». Такие вот у Полански шуточки.
«Он не извращенец, он гений!»
Несмотря на то что съемки фильма совпали с сексуальными скандалами 35-летней давности и последующим осуждением Романа Полански, никто из членов группы косо не посмотрел на режиссера. Наоборот, все как один подчеркивают его невероятный профессионализм и адекватность.
— Наблюдать за работой Полански — большое удовольствие, — говорит Пирс Броснан. — Он обаятельный и конкретный. Я уже долгие годы остаюсь его преданным поклонником, он великолепный рассказчик в мире кинематографа.
Ему вторит и исполнитель роли Призрака Юэн МакГрегор (прославившийся ролью в «Мулен Руже»

— Полански всегда дает актерам интересные комментарии по игре, он мастер детализации. Готовясь к фильму, я пересмотрел все работы Романа и ужасно разволновался, потому что понял, что мне предстоит сотрудничать с выдающимся режиссером.
Любопытно, что даже на крохотные роли Полански пригласил заметных актеров – и никто ему не смог отказать! Ким Кэтролл – разнузданная Саманта из «Секса в большом городе» — сыграла совсем не типичную для себя роль верной соратницы Ланга, его, так сказать, «походной жены».
Джеймс Белуши — издателя, и даже 93-летний Илай Уоллах по первому зову Полански сел в самолет и полетел на съемки.
Чисто английское убийство
Фильм сделан в лучших традициях английского детектива, когда подозреваются все. Утрированно двусмысленные ухмылки второстепенных персонажей, красноречивые взгляды прислуги, случайно оброненные фразы главных героев, сумрачные интерьеры, вызвавшие у актеров в процессе съемок клаустрофобию, «тревожная» музыка — всеми этими приемами триллера Полански овладел сполна и уже очень давно. Впрочем, с первого кадра ясно: с Призраком что-нибудь обязательно произойдет — слишком уж рьяно он сует нос не в свои дела…
А еще отдельным фоном в картине выступает погода — и это тоже чисто английский трюк. В кадре постоянное ненастье, усугубляющее зловещую атмосферу.
Остров, на котором скрывается Ланг, нашел не кто-нибудь – а писатель Харрис. Он брал машину и путешествовал по Америке. В итоге нашел нужную натуру в Бостоне. Съемочной группе удалось проникнуть в найденный и описанный Харрисом дом и отель. Даже эпизод, где система навигации сама по себе подсказывает Призраку, где искать убийцу, — взят из жизни. Харрису сдали в аренду машину, где кто-то оставил свой запрограммированный маршрут.
— Слушая бесплотный голос, я понял, что обязательно использую это в сценарии — как привет с того света! – говорит Харрис.
А теперь главный вопрос: так ли уж случайно совпал выход в свет «Призрака» и осуждение Романа Полански?
Думаю, нет. В то время когда американский кинематограф валом выплескивает на нас плохое кино, где русские обвиняются во всех смертных грехах, включая вселенские катастрофы, Роман Полански и Роберт Харрис сделали фильм — приговор американской системе.
— В Англии постоянно ведутся разговоры о том, что русские наводнили британское общество, но если посмотреть на всю послевоенную историю, то русским не удалось оказать сильное влияние на британскую оборонную и внешнюю политику. А вот Америка по сути уже захватила Британию. США вербуют нашу молодежь в ЦРУ еще в колледжах, а потом все удивляются, почему в свет выходят такие политические решения, как поддержка Англией американских бомбардировок в Ираке, Сербии… — откровенничает Харрис.
И уже за это ему с Полански — спасибо. Самоубийственное признание, за которым может последовать инициированная кем-нибудь новая порция сексуальных скандалов.
Илона Егиазарова
Источник: http://www.vokrug.tv/