БЕССОН РАЗВЛЕКАЕТСЯ

42.67 КБ

Фильм «Невероятные приключения Адель» примечателен тем, что это первая полнометражная режиссерская работа Люка Бессона за последние пять лет, если, конечно, не считать мультипликационные забавы о мальчишке Артуре ростом в несколько миллиметров.
В новой ленте автор «Никиты» и «Пятого элемента» обратился к своему любимому образу героической женщины, которая отчаянно борется едва ли не со всем, преимущественно мужским, миром. Основой сюжета служит комикс «Невероятные приключения Адель Бланк-Сек» (автор — Жак Тарди) — довольно популярный во Франции, но почти неизвестный за пределами страны.
Время действия — 1912 год. Адель — молодая отчаянная журналистка, которая пренебрегает указаниями главного редактора и готова полезть даже в ад, если это понадобится для достижения поставленной цели. Цель же здесь вполне благородна — выведение из комы сестры-близнеца Адель, Агаты (Лаура де Клермон-Тоннерр), пострадавшей в результате слишком эмоционального теннисного матча. Ради искупления своей вины Адель отправляется в Египет, чтобы похитить мумию врача, пользовавшего самого Рамзеса ІІ. Дальше, как и подобает комиксу, приключения быстро обретают фантастический характер. Наука тесно переплетается с мистикой, над Парижем летает птеродактиль, вылупившийся из яйца в Музее природоведения, по центру столицы разгуливают ожившие мумии, а власть хочет гильотинировать старого профессора, что овладел черной магией.

Все это привлекательно выглядит в сжатом переводе, но в первую очередь бросается в глаза критическое количество штампов. Здесь и глуповатые полицейские, и толстые французские буржуа, и романтичный влюбленный ученый в очках, и ученый — злой гений, - конечно же, чудище в черном костюме. Франция начала ХХ века показана как страна, населенная довольно беззаботными людьми, смерть здесь несерьезна и любая неприятность воспринимается большей частью как комичный случай. А впрочем, комичность эта довольно сомнительна. Шутки в «Невероятных приключениях» или многократно употребленные, или просто ниже пояса. Не помогают ни спецэффекты, ни разнообразные трюки, ни даже раздевание главной героини в одном эпизоде.

Что же касается остросюжетности, то летающего птеродактиля, заключенного профессора и египетских разбойников в тандеме с египетскими же мумиями явно маловато, чтобы приковать внимание зала к экрану. Придуманные Тарди коллизии выглядят пресно и старомодно — в смысле не старомодности антуража, а наивности драматургии. Возможно, продолжение будет удачнее: ведь в конце фильма главная героиня садится в океанский лайнер с надписью «Титаник» на борту. Всего Тарди создал девять книг с приключениями воинственной журналистки, и в каждой истории открытый финал. Так что, возможно, видим рождение небывалой (для Старого Света, конечно) по продолжительности франшизы.

В этом свете самый интересный момент — последующая судьба Луизы Бургуен, исполнительницы роли Адель. Луиза несколько лет подряд вела телешоу, которое любил смотреть Бессон. Шоу шло каждый вечер, каждый выпуск длился лишь несколько минут, но за это время Луиза успевала неоднократно сменить грим и наряд, сыграть нескольких персонажей в самом широком диапазоне — от монахинь до известных политиков. Наконец, Бессон решил, что если барышня так умеет перевоплощаться, то нужно ей предложить роль. Луиза, по словам режиссера, оказалась не только хорошей актрисой, но и дисциплинированной и неконфликтной исполнительницей — что для Бессона, очевидно, утомленного работой с капризными звездами, едва ли не важнее, чем лицедейский талант. В свое время он открыл Натали Портман и Милу Йовович. Станет ли Бургуен таким же открытием — покажет время; пока еще перспективы 29-летней актрисы выглядят слишком неопределенными, хотя свою фигуру, равно как и травестийное дарование, она продемонстрировала удачно, сменив несколько масок в одном из эпизодов.

«Невероятные приключения Адель» стали для Бессона очередным шагом в его утопических попытках доказать, что Европа способна продуцировать кассовое, развлекательное кино не хуже, чем Голливуд, и может состязаться в прибыльности с заморскими конкурентами. Новый фильм не вытеснил американские блокбастеры из первых рядов воскресного бокс-офиса. Лучшие режиссерские годы Бессона, к сожалению, остались далеко позади. Но побороться с призрачным Голиафом-Голливудом он еще попробует неоднократно.

Дмитрий Десятерик