Обзор телегида Вокруг ТВ
15 июля в России состоится премьера картины «Рембрандт: я обвиняю» (Rembrandt's J'accuse) — документального киноэссе режиссера Питера Гринуэя.

В истории картины много неясностей. До сих пор остается дискуссионным вопрос о том, куда направляется рота, что является целью – военный поход или мирная миссия. Оригинальное название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга». В XIX веке за картиной закрепилось название «Ночной дозор», поскольку казалось, что персонажи выступают на темном фоне. Только в середине XX века, после очистки холста от копоти, выяснилось, что действие происходит днем: вероятнее всего, отряд выходит из темного дворика на хорошо освещенную площадь.
В фильме «Рембрандт: я обвиняю» Гринуэй представляет свой взгляд на «Ночной дозор» и находит объяснение всем странностям, которые сопровождали создание картины. По мнению режиссера, современный человек разучился видеть – он умеет только смотреть, не анализируя, не вникая в суть. «Рембрандт: я обвиняю» — возможность увидеть признанный шедевр глазами вдумчивого зрителя, своеобразный урок восприятия. Гринуэй подмечает мельчайшие детали, которые ранее прошли мимо внимания искусствоведов или же были неверно интерпретированы. Он задействует множество исторических источников, сравнивает «Ночной дозор» с другими произведениями искусства, в которых содержатся зашифрованные послания, и приходит к невероятным выводам...
«Рембрандт: я обвиняю» — не просто искусствоведческое исследование в форме документального фильма. В нем есть элементы игрового кино: герои «Ночного дозора» оживают и сами открывают зрителю свои тайны. Это те же актеры, которые ранее приняли участие в художественном фильме Гринуэя «Тайны «Ночного дозора»» (2008), снятом по мотивам полотна Рембрандта: Ева Бертистл, Джоди Мей¸ Эмили Холмс, Джонатан Холмс, Майкл Тиган, Натали Пресс. Питер Гринуэй в современной одежде выступает в роли обвинителя, а актер Мартин Фриман играет самого Рембрандта.

XVII век обычно называют Золотым веком в истории Нидерландов. Это период расцвета экономики и утвеждения демократического строя. Однако голландское общество в то время было демократическим по форме и плутократическим по сути. Вся власть была сосредоточена в руках двенадцати амстердамских семей, и их правление сложно было назвать справедливым и милосердным. Рембрандту ван Рейну было об этом известно. Знали об этом и люди, изображенные на его картине. Гринуэй убедительно доказывает, что, по замыслу художника, герои полотна – заговорщики, которые замыслили кровавое преступление…
Питер Гринуэй о Рембрандте: «Мода в искусстве очень быстро меняется. Для наших дедов Рембрандт не значил так много, как для нас, и вряд ли он будет так же важен для следующих поколений. Но к нашему времени этот художник подходит идеально. Он родился в демократической республике – а ведь все мы сегодня притворяемся идеальными демократами. Он был «женоненавистником наоборот»: он не создал ни одного уродливого портрета женщины. Если использовать модные термины – он постфрейдист и, конечно, постмодернист. Задолго до него живописцы пытались изображать эмоции на человеческих лицах, но только ему удалось установить связь между внешним и внутренним в человеке. Поэтому Рембрандт очень интересен. Я не могу сказать, что он — мой любимый художник: слишком часто он повторяется, прибегает к дешевым голливудским эффектам. Но нельзя отрицать, что Рембрандт – огромная величина в искусстве».
Источник: http://www.vokrug.tv