Помню, меня удивил сборник шведской фантастики, "Тени". Вышел он в знаменитой советской серии ЗФ. Удивил он меня тем, что рассказы и повести там были, главным образм, весьма мрачные. Утомленные советским солнцем обитатели одной шестой части суши не могли понять, в чем причина этой мрачности. Они, в большинстве своем, были склонны полагать, что западная жизнь (а, в особенности, ее шведский или, шире, скандинавский вариант) сулит рай земной. Высокий уровень жизни в сочетании с отличной социалкой - что еще надо человеку? Плюс можно ругать правительство и за это ничего не будет... хотя мудаков, которые ругают такое правительство, стоило бы в самом деле наказывать... например, вывозить их в СССР, на пару лет. Чтоб полюбили родной шведский капитализм .
Мечта об мире без очередей, с высокой зарплатой, стабильной непыльной работой и отсутствием страха перед ее возможной потерей (в виду наличия пособий по безработице) действительно была реализована в некоторых скандинавских странах, не только в Швеции, где под капиталистической экономикой госудрство заботливо натянуло прочную страховочную сеть Но нашей отечественной бодливой корове бог так и не дал рога - как бы не был убог колбасный идеал брежневского СССР, он не был тут достигнут. Швеция и Исландия, Дания и Норвегия остались для большинства подсоветских людей запредельной сказкой.
...Словом, меня не удивил фильм исландско-норвежского производства "Неуместный человек" . А все на ту же тему, как выжить в материальном раю.
В этом раю все есть и ничего нет. Кто владеет всем, не владеет ничем. Мир Андреаса (так зовут главного героя) - материальный рай. Этот идеал, невозможный и недостижимый по сей день для колоссального большинства населения планеты, доступен народу его страны. От того ли жизнь столь ужасна в нем, от того ли люди не ощущают вкус пищи, сладость любовных отношений и все прочее, словом - от того ли столь мерзок этот мир, в котором дети не плачут, женщины не любят, а цветы, разумеется, не пахнут?
Не удивила меня и запрограммированный еще благоприобретенным советским опытом поворот: главный герой, задававший слишком много вопросов, был в итоге перепоручен существам, похожим на совково-российских, привычно-хамских ментов и перенаправлен в холода и стужи, словом сюда, к нам, в Россию. Ну, а куда же еще?
Все так, но остались вопросы, которых в кинокартине, к сожалению не было. Не в том смысле, что на них никто не дал ответ, а в том смысле, что они не были заданы.
Не раскрыта толком тема иерархичности инферно. У ада много кругов - начиная от развивающихся стран, где миллиарды обездоленных людей находятся на грани выживания (а то и за гранью), и кончая финансовыми центрами Севера и Запада, где крутятся и по большей части тратятся миллиарды баксов, полученные за счет труда этих людей. Все это ад: и лютые холода российского или китайского дикого капитализма и теплицы скандинавского цивилизованного капитализма, который потому такой цивилизованный и прилизанный, что пожирает ресурсы целой планеты (например, богатые страны вырабатывают около 20% энергоресурсов, и потребляют около 80%). Кстати жалко, что тема не раскрыта, ведь такая пирамида может сохранять стабильность лишь до тех пор, пока те, кто находится в самом низу, мечтают попасть в высшую лигу - а иначе зачем бы им нужна была вся эта бессмысленная жизнь?
Но все-таки главный, не заданный вопрос - а каков рай? Если имеется ад, то, вроде, должен быть и рай?Это не праздный вопрос. Что такое мир, в котором есть "полнота жизни"? Мир, в котором люди, не владея ничем, владеют всем? Как должна поступить "колеблющаяся пролетарская вселенная" (*), если все-таки решит выйти из инферно? Или из него выходить не надо? Но позвольте, а тогда к чему эти усилия, а то мы не знали, что жизнь подавляющего большинства людей убога, скучна, несвободна?
Я говорю здесь не о политических рецептах, а, скорее, о том поле, где их искать.
Кен Лоач, хороший западный режисер, как-то заметил, что пролетарские герои современной жизни и современного кинематографа вызывают жалость и сочувствие, тогда как пролетарии начала XX века, о которых Лоач предпочитает снимать свои фильмы, вызывают уважение...
* Слово "пролетариат" здесь употребляется в более широком смысле, чем это было принято у советских марксистов. Под пролетариатом здесь понимаются не только фабричные рабочие, но все те, кто отстранен от принятия общественно значимых политических и хозяйственных решений.