В Локарно (Швейцария) проходит выставка инсталляций Питера Гринуэя «92 чемодана: Леонардо». Ровно 92 чемодана, наполненные яблоками, шампиньонами, яйцами, старыми письмами и даже водой, разместились на трех этажах галереи «Ривеллино» (Rivellino). Изначально здание культурного комплекса Rivellino служило крепостью, которая была построена в начале 16 века по проекту Леонардо да Винчи – видимо, этот исторический факт и есть единственное объяснение тому, что делает имя титана Возрождения в названии выставки Гринуэя.





Если верить изысканной легенде, озвученной самим маэстро, то все 92 чемодана принадлежали Тульсу Люперу – вымышленному персонажу, созданному самим режиссером и являющимся сквозным героем многих его фильмов, прежде всего, поздней эпопеи Гринуэя «Чемоданы Тульса Люпера». Согласно мифу, свой первый чемодан – с углем – Люпер собрал в сарае, будучи десятилетним ребенком. Однако по другой, куда более правдоподобной версии, над которой в узких кругах иронизировать как будто неприлично, старые, изрядно потрепанные чемоданы Гринуэй собирал на свалках и чердаках своих знакомых.

92 – число, обладающее для Гринуэя каким-то тайным магическим смыслом. Достаточно вспомнить, что из 92 новелл состояла его ранняя кинокартина «Падение», населенная 92 жертвами, которые разговаривают на 92 языках; или что в эпопее «Чемоданы Тульса Люпера» насчитывается именно 92 чемодана, заняты 92 актера, происходит ровно 92 события, а сам проект от самого же создателя получил альтернативное название – «персональная история урана» – элемента с атомным номером 92 в периодической системе. Кроме того, сам Тульс Люпер, который всю жизнь провел в неволе, успел побывать в 92 тюрьмах.

На выставке в Локарно представлены не только арт-объекты в виде чемоданов, но и рисунки Люпера, подборка фотографий, иллюстрирующих «Эпоху урана», а также ретроспектива фильмов Гринуэя. Среди занимательных предметов, что наполняют чемоданы экспозиции, помимо уже перечисленных, стоит упомянуть саранчу, швейные иголки, вишню, пепел, обои с засохшей кровью, зубоврачебный инвентарь, битое стекло, розы, золотые слитки, копченую селедку, теннисные мячики, апельсиновую кожуру и даже кровь. Чемодан №1 наполнен, разумеется, углем. Полный список чемоданов можно посмотреть на сайте Rivellino.

Сама же выставка является частью масштабного мультимедийного проекта, который по первоначальной задумке должен был состоять из трех полнометражных фильмов, 16-серийного телесериала и 92 DVD, а также массы сайтов, компакт-дисков и множества книг. Исполнить замысел пока удалось лишь частично, однако аудиовизуальная выставка, запланированная на три года (с 2008 по 2011), с успехом путешествует по миру, уже побывав в Бельгии, Великобритании, Нидерландах и Бразилии. В Локарно выставка продлится до зимы.

Несмотря на восторженный хор примерной швейцарской критики, все чаще в арт-среде можно услышать мнение о том, что маэстро Гринуэй развлекается модным эпатажем, предлагая узкой тусовке европейских буржуа откровенную профанацию искусства. Вопрос, учитывая многогранность и неоднозначность личности самого Питера Гринуэя, сложный. Пока же довольные посетители швейцарской выставки с удовольствием полощут руки в чемодане с водой под пытливым взглядом кураторов.

P.S.Сейчас организаторы совместно с Питером Гринуэем готовят к выпуску каталог проекта «Чемоданы Тульса Люпера». По всей вероятности, он будет состоять аккурат из 92 страниц.

Текст ArtRead.ru (+ фото Станислава Садальского)