
Да, безрадостны будни учителей некоторых школ; ладно, когда твои подопечные ко всему безразличны и просто-напросто идиоты; другое дело, если ты преподаешь для, так называемых, трудных подростков, озлобленных, высказывающих «фи» по любому поводу — в целях самоутверждения — и безмерных в своей агрессии. Наверно, порой педагоги мечтают, — украдкой, до конца не признаваясь себе в этом — как было бы хорошо расквитаться с нахальными сопляками. И не удивительно, что главная героиня, типичная училка, каждое занятие которой превращается в балаган, использует шанс хотя бы один раз показать деткам, кто на самом деле главный. И как-то их, знаете ли, не жалко.
Заявленная изначально тема «с меня хватит», продолжается, кстати, только часть фильма. Сперва сценарий совсем уж предсказуем: возмущение долго копится в главной героине, в один прекрасный день к ней в руки попадает пистолет, она унимает класс; затем учительница чувствует себя с оружием уже уверенно, а ближе к середине, что, в общем-то, не удивительно, начинает властью упиваться. Но дальше Лилиенфельд решил не идти по пути «Эксперимента» или, скажем, «Слепоты», а повел действие, впрочем, к немее банальному Стокгольскому синдрому; правда, приплюсовал к основной проблеме расизм, — Париж, мы помним, весьма многонационален — женскую дискриминацию, религиозную нетерпимость, шовинизм и детективную линию, связанную с изнасилованием одной из школьниц. Помахать к тому же пистолетом за время фильма удается не только учительнице. А история между тем неумолимо приближается к своему закономерному финалу.
Доля сказочности «Последнего урока» компенсируется его особым настроением, безнадежным и таким досрочно трагическим; героине Аджани, — которая с годами подурнела, но играет по-прежнему с большой самоотдачей и глубиной — к примеру, симпатизируешь с самого начала; да и кучка нерадивых школьников со временем перестает вызывать неприязнь. Даже переживаешь за этот неожиданно возникнувший кабинетный мирок, и грустно, что он вот-вот разрушится. А одна из учениц, кстати, в отчаянии говорит, что лучше бы этот урок никогда не заканчивался; она понимает, что с освобождением ничего не изменится, и проблем за дверьми класса станет только больше.





