Когда в небе Парижа вместо самолетов летает птеродактиль, а на улицах встречаются ожившие мумии, жителей города может спасти только … красота. Впрочем, это не единственное достоинство Адель Блан-Сек - отважной красавицы-романистки с археологическим образованием, которой практически в одиночку придется разобраться в причинах столь невероятных событий, оседлать птеродактиля и… убедить мумий не причинять вреда простым гражданам!
Знакомство с Жаком Тарди
Это долгая история. Вообще я влюбился в его героиню, Адель, еще лет десять назад. Я пытался связаться с Тарди, но, к сожалению, он уже договорился об экранизации «Приключений Адель» с другим режиссером. Тогда это меня немного огорчило, но я был доволен тем, что он выбрал замечательного режиссера и пожелал им удачи. Потом я с нетерпением ждал выхода фильма на экран, но этого так и не произошло. Спустя три или четыре года, я снова позвонил Тарди, и он сообщил мне, что у него возникли разногласия с тем конкретным режиссером и вообще со всем кинематографом в целом. Он начисто отвергал идею экранизации. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы заставить его пересмотреть свое мнение. Несколько раз мы встречались. Нам надо было уверить его в том, что все пойдет правильно, доказывая свою профессиональную состоятельность. Так прошел еще год, прежде чем нам удалось выкупить права, которые его агент перепродал кому-то еще. В итоге, спустя шесть лет ожидания и переговоров, Тарди, наконец-то, согласился продать мне права на свою «Адель».
****
Экранизация комиксов
Я написал первый черновой вариант сценария, оставаясь верным комиксам, миру персонажей Тарди и основным чертам характера Адель Блан-Сек.
Свой сценарий я передал Тарди в состоянии нескрываемого волнения. Я безумно нервничал, ведь это он создал эти комиксы, а я, получается, делал его персонаж своим посредством экранизации. Но мне повезло. Он прочитал сценарий и остался очень довольным. Он узнал свои комиксы и свою героиню, и в то же время обнаружил в сценарии не просто перемещение истории со страниц комиксов на экран, но и настоящую экранизацию. Вот это его действительно ко мне расположило. Единственное, что он попросил изменить, так это имя одного из персонажей.
****
Актеры
Основные персонажи
«Мне действительно повезло со съемками. Все актеры отдавали мне себя без остатка, и каждый внес свой серьезный вклад».
Луиза Бургуа ~ Адель Блан-Сек
Я какое-то время следил за карьерой Луизы – начиная от эксцентричной девушки-синоптика на Canal+ до главной женской роли в картине Анн Фонтен «Девушка из Монако» с участием Фабриса Лукини. Ее способность играть совершенно разных персонажей мне весьма импонирует, это очень редкий дар, который имеет непосредственное отношение к роли Адель, которая в течение фильма перевоплощается раз пятнадцать. Когда я встретился с Луизой, мы сразу же нашли общий язык, и я был уверен, что нашел свою Адель.
Луиза – очень открытая, толковая; глазом не успеешь моргнуть, как она переключается с одного на другое. Прямо, как Адель, только менее сумасбродная. Помимо этого, Луиза поражает своим трудолюбием, и на нее всегда можно положиться. Что касается Адель, как персонажа, то с ней сложнее, она будет идти напролом и ничто ее не остановит! На площадке съемочная группа называла Луизу «бухгалтером», потому что она постоянно проверяла предметно-действенную последовательность и монтажные листы. Она знала их наизусть. Работа с ней стала для меня полным откровением!
Матьо Амальрик ~ Дьолевель
Матьо Альмарик стал одним из первых актеров, которых я выбрал для «Приключений Адель». Мне он очень нравится и как человек, и как актер. Матьо действительно один из талантливейших актеров своего поколения, способный на самые невообразимые метаморфозы. А его актерская игра в картине «Скафандр и бабочка» просто поражает.
Помню, я встретился с Матьо, чтобы предложить ему роль Дьолевеля, но он ответил, что берет перерыв в актерской игре, чтобы полностью посвятить себя режиссированию. Вообще-то я подлизывался, как мог, но во многом мне помогли его дети. Он пришел домой и рассказал о предложении своему сыну, который сказал буквально следующее «Ты что, спятил? Тарди, Адель Блан-Сек – это ж невероятно! Ты просто должен сделать это!» Тогда Матьо перезвонил мне и сообщил, что для «Приключений Адель» он сделает исключение. Поэтому все получилось, и работать с ним было одно удовольствие.
Я думаю, что зрителям удастся узнать Матьо в роли Дьолевеля, только если они точно будут знать, кого он играет. По лицу его невозможно узнать. Он даже изменил тембр голоса. Он полностью слился со своим персонажем, сыграв его исключительным образом.
Жиль Лелуш ~ Капони
Я давно знаком с Жилем Лелушем. Мы встретились в 2003 году на «Pourkoi... Passkeu», его первой короткометражной работе. К сожалению, прежде мне никак не удавалось подобрать для него роль.
С точки зрения внешности, не сказать, что Капони так уж непохож на Жиля. Жилю просто нужно было немного поправиться. К слову говоря, я не просил его набирать тридцать килограмм за два месяца, как это сделал Скорсезе с Де Ниро на проекте «Бешеный бык». Мы просто его немного утолстили. Вообще, нам потребовалось буквально несколько обсуждений, чтобы определиться с Капони, который был далеко не самым простым персонажем – этакий угрюмый провинциал. Он постоянно немного «не в теме», что неизменно служит источником комичных ситуаций. К тому же, он один из ключевых героев картины, служащий хорошим противовесом Луизе и ее расследованию.
Жан-Поль Рув ~ Джастин де Сент Юбер
На лицо – разительное сходство между Жан-Полем Рувом и персонажем из комиксов Сент Юбером, охотником на крупную дичь, который бросает сафари ради охоты на птеродактиля. От нас потребовалось лишь приклеить ему козлиную бородку, немного затемнить цвет глаз, надеть на голову пробковый шлем, и он стал просто безупречным!
Жаки Нерсессян ~ Эсперандьо
Жаки Нерсессян – это еще один актер, чьи способности к перевоплощениям просто изумляют. Он может сыграть абсолютно любую роль, даже какую-нибудь чокнутую старушку, только дайте ему платье и парик!
В «Приключениях Адель» у Жаки уходило по пять часов в день на грим. Это замечательная для него роль, которая дала ему возможность поработать энергично и продуктивно. У него огромный театральный и кинематографический опыт, и, на мой взгляд, он так и не сыграл еще своей крупной роли, которую так заслуживает. Надеюсь, после этого фильма она у него появится, ведь он действительно может сыграть кого угодно и что угодно.
Лаура де Клермон-Тоннер ~ Агата
Лауре выпала непростая задача играть сестру Адель. Они постоянно препираются и ругаются, хотя внешне очень похожи. Я раньше не был знаком с Лаурой, и, стоит сказать, что она меня приятно удивила.
****
Съемочная группа
«Я привлек к работе талантливых специалистов, большинство из которых – мои старые знакомые».
Оператор-постановщик – Тьерри Арбогаст. Мы работаем вместе еще со времен «Никиты». Оливье Берио сделал необыкновенные костюмы. Вообще он невероятно талантливый дизайнер, и я его хорошо знаю, так как он работал со мной на трилогии «Артур». Художественная постановка была для «Приключений Адель» ключевым моментом, поэтому я снова пригласил к себе в команду Юга Тиссандье, вместе с которым я делал «Жанну Д'Арк» и трилогию «Артур». Мы очень хорошо вместе ладим. Как обычно, мы начали работать с моделями декораций в уменьшенном размере, что позволило мне выбрать углы съемки. Работая с моделями, достаточно быстро замечаешь, высоко или низко расположен потолок, или то, что стены находятся на большом расстоянии друг от друга. Теперь для разработки декораций и их предварительной визуализации Юг использует цифровые технологии, и благодаря виртуальному перемещению у меня появляется возможность предварительного выбора углов съемки и необходимых объективов. Кроме того, использование новых технологий позволяет экономить и выстраивать только те декорации, которые действительно попадут в кадр. Наши изыскания были значительным образом упрощены наличием большого количества текстов по Египту, а также сотрудничеством с Жаком Тарди, который открыл нам доступ в свою личную библиотеку. Квартира Жака буквально завалена историческими книгами и документами, поэтому Юг провел там с ним много времени. Судя по его реакции, когда он впервые увидел квартиру Адель, Тарди впечатлило качество нашей работы. Было трогательно наблюдать за этим. Жак приехал на съемочную площадку, вошел в квартиру Адель, которую как-никак он сам и придумал, и вдруг ему навстречу выходит Луиза в роли Адель, одетая в свое зеленое платье и в шляпе с пером, и вручает ему подписанный ею экземпляр комиксов. Это был чудесный момент.
Это правда, что зачастую я работаю с одной и той же командой. Они все очень хорошие, кто-то мог бы их назвать настоящими «бойцами», но, все же, я бы не хотел, чтобы они работали исключительно на моих проектах. Я просто счастлив, когда они отправляются с другими режиссерами в Америку, Китай или еще куда-нибудь. Они познают новое, получают богатый опыт, и это лишь способствует обогащению нашей совместной работы. Для меня важно, что у них в принципе есть это желание пробовать что-то новое и расширять горизонты. Я всегда с них спрашиваю много. И каждый раз еще больше, немного больше...
****
Новый фильм, новый опыт
Производство каждого фильма дает совершенно разный опыт. И дело не только в сюжете, персонажах, актерах, людях, с которыми встречаешься. Все дело в том, когда ты этот фильм делаешь. Когда снимаешь свой первый фильм, то все кажется в диковинку. Мне было двадцать, когда я сделал «Последнюю битву». Время летит... Ты не тот, каким был в 25-30, ты не тот, каким был в 40, в 50...
Между своим собственным духовным и интеллектуальным развитием и практическим опытом существует непростая алхимия. Когда я начинаю снимать новый проект, проблема в том, чтобы понять, как я могу использовать этот опыт и при этом смотреть на вещи по-новому. Это играет первостепенную роль в создании хорошей картины.
Что касается «Приключений Адель», то мы провернули очень много работы во время подготовительного периода, я действительно очень серьезно к нему подошел. Кстати, это был первый раз, когда я параллельно не выступал в роли продюсера. Тот факт, что у меня был продюсер (кстати, это была моя жена Виржини Бессон-Силла), позволило мне направить всю свою энергию на режиссирование, что стало для меня незабываемым опытом. На протяжении всей работы я был очень требовательным, отдавая себя процессу всего без остатка. Мне очень хотелось, чтобы картинка выглядела максимально хорошо, и чтобы монтаж доставлял одно удовольствие и ничего кроме удовольствия.
Знакомство с Жаком Тарди
Это долгая история. Вообще я влюбился в его героиню, Адель, еще лет десять назад. Я пытался связаться с Тарди, но, к сожалению, он уже договорился об экранизации «Приключений Адель» с другим режиссером. Тогда это меня немного огорчило, но я был доволен тем, что он выбрал замечательного режиссера и пожелал им удачи. Потом я с нетерпением ждал выхода фильма на экран, но этого так и не произошло. Спустя три или четыре года, я снова позвонил Тарди, и он сообщил мне, что у него возникли разногласия с тем конкретным режиссером и вообще со всем кинематографом в целом. Он начисто отвергал идею экранизации. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы заставить его пересмотреть свое мнение. Несколько раз мы встречались. Нам надо было уверить его в том, что все пойдет правильно, доказывая свою профессиональную состоятельность. Так прошел еще год, прежде чем нам удалось выкупить права, которые его агент перепродал кому-то еще. В итоге, спустя шесть лет ожидания и переговоров, Тарди, наконец-то, согласился продать мне права на свою «Адель».
****
Экранизация комиксов
Я написал первый черновой вариант сценария, оставаясь верным комиксам, миру персонажей Тарди и основным чертам характера Адель Блан-Сек.
Свой сценарий я передал Тарди в состоянии нескрываемого волнения. Я безумно нервничал, ведь это он создал эти комиксы, а я, получается, делал его персонаж своим посредством экранизации. Но мне повезло. Он прочитал сценарий и остался очень довольным. Он узнал свои комиксы и свою героиню, и в то же время обнаружил в сценарии не просто перемещение истории со страниц комиксов на экран, но и настоящую экранизацию. Вот это его действительно ко мне расположило. Единственное, что он попросил изменить, так это имя одного из персонажей.
****
Актеры
Основные персонажи
«Мне действительно повезло со съемками. Все актеры отдавали мне себя без остатка, и каждый внес свой серьезный вклад».
Луиза Бургуа ~ Адель Блан-Сек
Я какое-то время следил за карьерой Луизы – начиная от эксцентричной девушки-синоптика на Canal+ до главной женской роли в картине Анн Фонтен «Девушка из Монако» с участием Фабриса Лукини. Ее способность играть совершенно разных персонажей мне весьма импонирует, это очень редкий дар, который имеет непосредственное отношение к роли Адель, которая в течение фильма перевоплощается раз пятнадцать. Когда я встретился с Луизой, мы сразу же нашли общий язык, и я был уверен, что нашел свою Адель.
Луиза – очень открытая, толковая; глазом не успеешь моргнуть, как она переключается с одного на другое. Прямо, как Адель, только менее сумасбродная. Помимо этого, Луиза поражает своим трудолюбием, и на нее всегда можно положиться. Что касается Адель, как персонажа, то с ней сложнее, она будет идти напролом и ничто ее не остановит! На площадке съемочная группа называла Луизу «бухгалтером», потому что она постоянно проверяла предметно-действенную последовательность и монтажные листы. Она знала их наизусть. Работа с ней стала для меня полным откровением!
Матьо Амальрик ~ Дьолевель
Матьо Альмарик стал одним из первых актеров, которых я выбрал для «Приключений Адель». Мне он очень нравится и как человек, и как актер. Матьо действительно один из талантливейших актеров своего поколения, способный на самые невообразимые метаморфозы. А его актерская игра в картине «Скафандр и бабочка» просто поражает.
Помню, я встретился с Матьо, чтобы предложить ему роль Дьолевеля, но он ответил, что берет перерыв в актерской игре, чтобы полностью посвятить себя режиссированию. Вообще-то я подлизывался, как мог, но во многом мне помогли его дети. Он пришел домой и рассказал о предложении своему сыну, который сказал буквально следующее «Ты что, спятил? Тарди, Адель Блан-Сек – это ж невероятно! Ты просто должен сделать это!» Тогда Матьо перезвонил мне и сообщил, что для «Приключений Адель» он сделает исключение. Поэтому все получилось, и работать с ним было одно удовольствие.
Я думаю, что зрителям удастся узнать Матьо в роли Дьолевеля, только если они точно будут знать, кого он играет. По лицу его невозможно узнать. Он даже изменил тембр голоса. Он полностью слился со своим персонажем, сыграв его исключительным образом.
Жиль Лелуш ~ Капони
Я давно знаком с Жилем Лелушем. Мы встретились в 2003 году на «Pourkoi... Passkeu», его первой короткометражной работе. К сожалению, прежде мне никак не удавалось подобрать для него роль.
С точки зрения внешности, не сказать, что Капони так уж непохож на Жиля. Жилю просто нужно было немного поправиться. К слову говоря, я не просил его набирать тридцать килограмм за два месяца, как это сделал Скорсезе с Де Ниро на проекте «Бешеный бык». Мы просто его немного утолстили. Вообще, нам потребовалось буквально несколько обсуждений, чтобы определиться с Капони, который был далеко не самым простым персонажем – этакий угрюмый провинциал. Он постоянно немного «не в теме», что неизменно служит источником комичных ситуаций. К тому же, он один из ключевых героев картины, служащий хорошим противовесом Луизе и ее расследованию.
Жан-Поль Рув ~ Джастин де Сент Юбер
На лицо – разительное сходство между Жан-Полем Рувом и персонажем из комиксов Сент Юбером, охотником на крупную дичь, который бросает сафари ради охоты на птеродактиля. От нас потребовалось лишь приклеить ему козлиную бородку, немного затемнить цвет глаз, надеть на голову пробковый шлем, и он стал просто безупречным!
Жаки Нерсессян ~ Эсперандьо
Жаки Нерсессян – это еще один актер, чьи способности к перевоплощениям просто изумляют. Он может сыграть абсолютно любую роль, даже какую-нибудь чокнутую старушку, только дайте ему платье и парик!
В «Приключениях Адель» у Жаки уходило по пять часов в день на грим. Это замечательная для него роль, которая дала ему возможность поработать энергично и продуктивно. У него огромный театральный и кинематографический опыт, и, на мой взгляд, он так и не сыграл еще своей крупной роли, которую так заслуживает. Надеюсь, после этого фильма она у него появится, ведь он действительно может сыграть кого угодно и что угодно.
Лаура де Клермон-Тоннер ~ Агата
Лауре выпала непростая задача играть сестру Адель. Они постоянно препираются и ругаются, хотя внешне очень похожи. Я раньше не был знаком с Лаурой, и, стоит сказать, что она меня приятно удивила.
****
Съемочная группа
«Я привлек к работе талантливых специалистов, большинство из которых – мои старые знакомые».
Оператор-постановщик – Тьерри Арбогаст. Мы работаем вместе еще со времен «Никиты». Оливье Берио сделал необыкновенные костюмы. Вообще он невероятно талантливый дизайнер, и я его хорошо знаю, так как он работал со мной на трилогии «Артур». Художественная постановка была для «Приключений Адель» ключевым моментом, поэтому я снова пригласил к себе в команду Юга Тиссандье, вместе с которым я делал «Жанну Д'Арк» и трилогию «Артур». Мы очень хорошо вместе ладим. Как обычно, мы начали работать с моделями декораций в уменьшенном размере, что позволило мне выбрать углы съемки. Работая с моделями, достаточно быстро замечаешь, высоко или низко расположен потолок, или то, что стены находятся на большом расстоянии друг от друга. Теперь для разработки декораций и их предварительной визуализации Юг использует цифровые технологии, и благодаря виртуальному перемещению у меня появляется возможность предварительного выбора углов съемки и необходимых объективов. Кроме того, использование новых технологий позволяет экономить и выстраивать только те декорации, которые действительно попадут в кадр. Наши изыскания были значительным образом упрощены наличием большого количества текстов по Египту, а также сотрудничеством с Жаком Тарди, который открыл нам доступ в свою личную библиотеку. Квартира Жака буквально завалена историческими книгами и документами, поэтому Юг провел там с ним много времени. Судя по его реакции, когда он впервые увидел квартиру Адель, Тарди впечатлило качество нашей работы. Было трогательно наблюдать за этим. Жак приехал на съемочную площадку, вошел в квартиру Адель, которую как-никак он сам и придумал, и вдруг ему навстречу выходит Луиза в роли Адель, одетая в свое зеленое платье и в шляпе с пером, и вручает ему подписанный ею экземпляр комиксов. Это был чудесный момент.
Это правда, что зачастую я работаю с одной и той же командой. Они все очень хорошие, кто-то мог бы их назвать настоящими «бойцами», но, все же, я бы не хотел, чтобы они работали исключительно на моих проектах. Я просто счастлив, когда они отправляются с другими режиссерами в Америку, Китай или еще куда-нибудь. Они познают новое, получают богатый опыт, и это лишь способствует обогащению нашей совместной работы. Для меня важно, что у них в принципе есть это желание пробовать что-то новое и расширять горизонты. Я всегда с них спрашиваю много. И каждый раз еще больше, немного больше...
****
Новый фильм, новый опыт
Производство каждого фильма дает совершенно разный опыт. И дело не только в сюжете, персонажах, актерах, людях, с которыми встречаешься. Все дело в том, когда ты этот фильм делаешь. Когда снимаешь свой первый фильм, то все кажется в диковинку. Мне было двадцать, когда я сделал «Последнюю битву». Время летит... Ты не тот, каким был в 25-30, ты не тот, каким был в 40, в 50...
Между своим собственным духовным и интеллектуальным развитием и практическим опытом существует непростая алхимия. Когда я начинаю снимать новый проект, проблема в том, чтобы понять, как я могу использовать этот опыт и при этом смотреть на вещи по-новому. Это играет первостепенную роль в создании хорошей картины.
Что касается «Приключений Адель», то мы провернули очень много работы во время подготовительного периода, я действительно очень серьезно к нему подошел. Кстати, это был первый раз, когда я параллельно не выступал в роли продюсера. Тот факт, что у меня был продюсер (кстати, это была моя жена Виржини Бессон-Силла), позволило мне направить всю свою энергию на режиссирование, что стало для меня незабываемым опытом. На протяжении всей работы я был очень требовательным, отдавая себя процессу всего без остатка. Мне очень хотелось, чтобы картинка выглядела максимально хорошо, и чтобы монтаж доставлял одно удовольствие и ничего кроме удовольствия.