http://petrovka.ua/thumbs/67911----.jpg

За исключением таких оголтелых фанатов российского кино второй половины восьмидесятых тире девяностых годов, как я, этот фильм может быть интересен также киевлянам и гостям города, влюбленных в его географию и мифологию. Я сочетаю в себе все эти качества, а потому давно искал в магазинах «официальный» диск с ремастированной копией. 

К сожалению, это единственная украинская картина последних 15-20 лет, в которой можно увидеть родной город. Как известно, если в Украине и снимают кино, то исключительно с прицелом на «Оскар». Криштофовичу, который явно не ставил перед собой такую задачу, удалось не только снять действительно неплохой фильм.

Режиссеру  удалось гораздо большее – что не получилось, например, у «оранжевых» политиков:  показать своеобразие киевлянина, передать дух и атмосферу Киева, показать свою страну не полудиким краем, где казаки в шароварах танцуют боевой гопак, а «дівчини співа гуртом».

А европейским городом с уникальной (тогда еще) архитектурой, неповторимой ментальной его обитателей, которые согласны сидеть без работы вообще, чтобы не вкалывать за копейки, а последние «купоно-карбованці» чинно потратят на кофий в кофейне на Андреевском.  (Надо же, сколько там было выпито, и не только кофе, а не могу вспомнить, как это кафе называлось.) 

http://www.kino-teatr.ru/movie/kadr/5706/40835.jpg

«Приятель покойника» - это очень симпатичный миф о городе, которого больше нет.


Это город с сердобольными барменшами, наливающими в кредит, и проститутками, которые не возьмут с тебя денег, если ты хороший парень и сидишь на мели. Киевские Рэмбо живут в Пуще-Водице и ловят на досуге рыбу. (В Пущу, если вы не в курсе, ходит трамвай – рельсы проложены прямо посреди леса, честное слово.) Даже киевские наемные убивцы -  это очень обаятельные люди, которые в перерыве между отстрелом плохих парней нянчатся со своими годовалыми детишками.

Этот фильм мог бы стать визитной карточкой нашей страны – если его показывать, например, на всякого рода международных выставках, представляющих Украину. Но не покажут, само собой.

Другое несомненное достоинство «Приятеля покойника» в том, как интеллигентно,  с добродушной иронией показаны проблемы пролетария умственного труда в переломную эпоху -   в отличие от язвительного, карикатурного «Макарова» (1993, реж. Владимир  Хотиненко, сцен. Валерия Залотухи) и других картин, в которых интеллигент показан едва ли не идиотом.  У Александра Лазарева-младшего получился очень симпатичный персонаж - со всеми денежными и семейными проблемами (которые проистекают из денежных),  странными подработками на не менее странных людей, портвейном и дуракавалянием.  В Толике из «Приятеля покойника» каждый из нас может увидеть себя лет 12-15 назад. И это тоже подкупает. 

http://i.piccy.info/i4/b0/1a/c203a380b23e33ea93fda8b5e0d5.jpeg

На фото - Татьяна Кривицкая: киевские проститутки не настолько суровы.

Теперь перейдем к недостаткам. Их два, и оба существенные. Первый – это кинематография: такое впечатление, что смотришь телесериал.  Другой недостаток – это сценарий А. Куркова, основанный на его же романе «Милый друг, приятель покойника». Если кто не знает, А. Курков – это автор бестселлеров, ориентированных преимущественно на западную читающую публику (надо полагать, они покупают его романы из этнографических соображений).

Проблема в том, что сюжет книги - и сценария - невозбранно украден у Аки Каурисмяки. 


Был у него такой фильм «Я нанял убийцу» (1990, сцен. А. Каурисмяки), в котором клерк, разочаровавшийся в жизни, не может найти в себе силы покончить с собой и нанимает киллера.  (Роль клерка исполняет Жан-Пьер Лео – тот самый мальчик из «400 ударов».)

http://www.ljplus.ru/img4/e/d/edkii_gluk/Y-NANYL-UBIICU-2.jpg

Жан-Пьер Лео в фильме Аки Каурисмяки "Я нанял убийцу"

«Я нанял убийцу» был снят Каурисмяки в Англии и на английском языке, А. Курков, прекрасно знакомый с британской культурой (он переводчик по образованию, женатый на англичанке), не мог не знать этот фильм. Но одно дело роман, а другое дело – фильм: здесь ситуация с заимствованным сюжетом выглядит гораздо более пикантной.

Впрочем, для фильма производства киностудии им. Довженко, ЕВПОЧЯ, это все пускай и досадные, но все же мелочи. Главное здесь, как говориться, не победа, а участие.

Кстати, украинских зрителям будет интересно посмотреть этот фильм не только ради локаций. В эпизодических ролях снялся известный телепродюссер Алексей Бондаренко (еще с шевелюрой),  шоумен Антин Мухарский (он покупает бутылку «Абсолюта»;) и франковец Алексей Богданович, народный артист Украины, которому, впрочем, доверили роль даже без слов.