В Каннах во внеконкурсе была премьера нового фильма Годара "Фильм социализм". Если бы я там была в этом году, это был бы единственный фильм, который я действительно хотела бы посмотреть.
Конечно, я не знаток Годара и даже не большой любитель. Но важный для меня человек Дима Соболев не раз говорил: в каждом кадре Годара есть магия, которую почти никто не может делать.
Этот фильм, который мне все-таки удалось посмотреть на ММКФ (второй незапланированный показ в Художественном, людей мало), меня НЕ ОТПУСТИЛ. Он завораживает.
Поводом написать об этом послужила рецензия в Ведомостях. Цитирую: "...Возможно, Годар раньше всех пережил и констатировал тот культурный дефолт, к которому привела инфляция слов, идей и символов — в конечном итоге, любой текстовой и визуальной информации. Теперь остается только склеивать любые картинки в любом порядке..."
Конечно, в фильме чувствуется разочарование, в принципе, свойственное старости...
Но форма фильма не является следствием констатации "культурного дефолта".
Мне кажется, что Годар работает на совершенно другом уровне.
На глубинном уровне созерцания образов он находит архетипы коллективного бессознательного и доступными кинематографу средствами переносит на экран, то есть дает нам картину следующего уровня - уровня предмышления, где еще не работают законы Аристотеля, но логика уже есть. Вероятностная логика Бейеса.
Годару удается перенести это на экран в каком-то чистом экспериментальном виде. И это здорово!