Последние два дня ММКФ ознаменовались сильными киновпечатлениями     -    как приятными, так и негативными.

Предпоследний день фестиваля был укомплектован интереснейшей и разнообразной программой     -    редко бывает, когда просто разбегаются глаза.



Картина сербского режиссера Желимира Жилника  "Старая школа капитализма"  больше напоминает документальную ленту, чем художественный фильм. Сам автор считается одним из основоположников этого жанра "докудрамы".  На экране     -   Сербия начала 2000-х:  Милошевич свергнут, пришли новые хозяева жизни, и опять центральная площадь Белграда, перед Скупщиной,  запружена народом    -     рабочие развалившихся, перепроданных, перепрофилированных предприятий, разворованных, загнувшихся или дышащих на ладан заводов протестуют против потери работы, зарплаты, гражданских прав.  Режиссер намеренно показывает развернутые интервью с рабочими, хотя говорят они примерно одно и то же, и вовсе не для того, чтобы поупиваться красотой и сочностью народного языка    -   у всех в глазах растерянность,  досада,  удивление столь молниеносной утрате того, чем они обладали ещё вчера.  Удивительно, как митинги югославских обездоленных напоминают митинги российской оппозиции:))   -  тут и беспартийные нигилисты, для которых любой оратор   -  политикан по определению, и представители официальной КПРФ Соцпартии,  и упитанные функционеры Союза независимых профсоюзов    -   аналога нашей ФНПР,  и пара городских сумасшедших (куда же без них?), и просто рабочие, которые пока не очень хорошо представляют себе, что надо делать.   

А что делать, действительно непонятно.  Забаррикадироваться в пустом ангаре, где раньше стояли станки   -  можно, но абсолютно бессмысленно.  Пойти домой к хозяину и требовать, чтобы отдал то, что остался должен    -  можно, но не таков дурак хозяин, чтобы сидеть дома и ждать, когда к нему придут, и в лучшем случае ты застанешь его жену, которая, отчаявшись выпроводить работяг, может лишь поделиться едой из холодильника, а хозяин вернется, разумеется, не один, а с вооруженными амбалами из собственной службы безопасности (вот на зарплату этим амбалам у него всегда хватает денег, ага).

По ходу дела выясняется, что у русских с сербами только митинги схожие  -  как доходит до реального дела, тут просто ничего общего:).  Поначалу кажется, что режиссер высмеивает обе стороны конфликта    -  и наивных работяг,  ждущих, что хозяин объяснится с ними и накормит,  и хозяев, которые, не на шутку испугавшись, просто забирают свои семьи и покидают дома, в буквальном смысле слова разбивая палатки в белградских парках.  Потом к незадачливым работягам присоединяются анархисты   -  альтерглобалисты со стажем и опытом политической борьбы, ведут пропаганду,  учат рабочих азам межклассовых отношений и в течение часа захватывают всех мироедов в заложники    -   и приватизировавшего и разорившего завод, и латифундиста, скупившего пригородные земли, и карикатурного жулика, специализирующегося на связи с русской мафией.  Захваченным даже тумаков не отвешивают, а просто читают им классовую мораль.  Жлобы-мироеды лекции послушали-послушали, а потом взяли и убили активистов-анархистов.  Отрезали головы косилкой.  И никакого тебе ОМОНа, РУБОПа, ФСБ, милиции, Центра "Э", Центра "Антитеррор", местной администрации и что у нас там всегда в этих случаях полагается.  Сами разобрались пацаны.  Так что, несмотря на то, что зал весь фильм прохихикал, фильм-то грустный:((.  И поучительный.



Ретроспектива  Клода Шаброля закрывалась "Невинными с грязными руками" (1975)     -    помимо феерического дуэта молодой Роми Шнайдер и Рода Стайгера, захватывает и интригует сам сюжет, ибо лежащий в основе роман Ричарда Нили   -   это покруче любого хрестоматийного детектива.  Но Шаброля интересуют не перипетии запутанного криминального дела о двойном убийстве, в результате которого все мертвецы ожили и живы-здоровехоньки, а именно извращенная любовь - ненависть главных героев, в который раз Шаброль подтверждает свою репутацию женоненавистника (какими бы отъявленными сволочами не были шабролевские герои мужского пола,  до глубины низости женщин им далеко....)   Несомненная актерская удача    -   Жан Рошфор в роли адвоката главной героини, неожиданно изменивший своему многолетнему амплуа гомосексуального маменькиного сынка:)). 

Один из главных сюрпризов фестиваля   -   друзья, наконец-то, впервые за много лет я увидела ХОРОШИЙ РОССИЙСКИЙ ФИЛЬМ (тм).  За который действительно не стыдно. Который хочется смотреть самому и рекомендовать друзьям и детям.  Который идет три часа, и пролетают эти три часа как один миг, на едином дыхании.

Театральный режиссер Вадим Дубровицкий дебютировал в кино (вообще ММКФ этого года крайне урожаен на удачные дебюты, и втройне приятно, что самый удачный кинодебют    -   наш, отечественный) экранизацией чеховского  "Иванова".  Предвидя возражения, что, мол, Чехова испортить нельзя     -   можно, ребята, ещё как можно, зайдите в театр "Современник", как любую классику.



Кто-то скажет,  что при таком звездном ансамбле    -  Алексей Серебряков, Анна Дубровская, Эдуард Марцевич, Владимир Ильин, Валерий Золотухин, Богдан и Остап Ступка, Евгения Добровольская, Ольга и Иван Волковы   -  фильм обречен на успех, и тоже будет неправ.  При бездарной режиссуре и самый лучший актерский состав не выстреливает, не вытягивает фильм, не оставляя ничего, кроме раздражения и чувства неловкости за хороших актеров, замазавшихся в чем-то неаппетитном.  А тут  -   что ни роль, то в яблочко,  каждая сцена значительна и врезается в память, бережное обращение с авторской драматургией (отступают от Чехова только в финале, да и то это некритично).

А кто-то скажет, что Дубровицкий копирует молодого Михалкова времен "Неоконченной пьесы для механического пианино", и будет, наверное, прав;).  Но хорошая, качественная копия достойного оригинала   -   это не самый худший вариант, а "Иванов", конечно, далек от буквального подражания.  В общем, три часа чистого удовольствия вам гарантированы.
Исполнитель главной роли Алексей Серебряков три часа простоял на ногах в зале  -  сесть было некуда:))   -  и напряженно вглядывался в экран, было ощущение, что он впервые смотрит полностью смонтированный вариант...

О фильме закрытия ММКФ     -  новой ленте Люка Бессона  "Невероятные приключения Адель"   -   много писать не буду, поскольку фильм закуплен для российского проката и скоро его смогут посмотреть все.  Скажу лишь одно    -  несмотря на то, что Бессон   -  совершенно не "мой" режиссёр, я его обычно вообще не понимаю и не воспринимаю, "Невероятные приключения..." мне неожиданно понравились     -    фильм лёгкий, весёлый, мастерски и со вкусом сделанный, очень динамичный    -   оторваться от экрана невозможно, в общем, развлекательное кино высокой пробы.



На самом деле, этот фильм   -  цитатник мирового коммерческого кино, снятый по комиксу:)). Без труда угадываешь и американские блокбастеры про египетских мумий, и детективные сериалы по Сименону про Пуаро, и лёгкие развлекательные французские фильмы, и "Кабаре" Фосса, и французские же ужастики о тайнах Лувра, и бесконечные оммажи самому романтическому городу планеты (с точки зрения самих парижан, конечно).  А оживший птеродактиль, наводящий ужас на жителей города,  -   что это такое, как не французский вариант Годзиллы??:)))  Всё это легко, ненавязчиво, узнаваемо, с юмористическим французским шармом.      

Однако, что-то киножизнь на ММКФ стала казаться мёдом     -    я ни капли не сомневалась, что финальным аккордом в эту бочку розовых соплей вольют ведёрко дерьма.  В рамках специальной программы "восточноевропейского антисоветизма и русофобии", которая год от года становится на ММКФ всё более чётко выделяемой, показали фильм поляка Яна Кидава-Блоньского  "Розочка"     -    развесистая клюква о шлюшке-секретарше, которую кровавая польская гебня нанимает с целью шпионить за пожилым литератором, подозреваемым в диссидентстве и сионизме.  "Розочка" поначалу исправно стучит, строча денно и нощно доносы, а потом влюбляется в пожилого, но неожиданно сексуально прыткого диссидентствующего дедулю (в роли Адама Варчевского    -     любимец  Вайды  Анджей Северин) Парочка собирается пожениться, бывший розочкин хахаль-гебист костьми ложится, чтобы этого не допустить, но перегибает палку, совершает одну глупость за другой, подстраивает избиение и убийство писателя, за что с позором уволен из органов (вдобавок ко всему выясняется, что настоящая фамилия у гебиста тоже некошерная).   В итоге    -     три загубленных жизни, очередное преступление кровавой гебни. 



Весь этот амур-а-труа разворачивается на фоне политического кризиса и антисоветских выступлений 1968 года, когда  антисоветская и русофобская часть интеллигенции воспользовалась косяком каких-то долбоёбов-идеологов,  ухитрившихся снять с репертуара спектакль "Дзяды" по пьесе Мицкевича  (польская литература никогда не отличалась теплотой по отношению к своему восточному соседу, и видимо, побоялись и перестраховались).  Авторы фильма на голубом глазу утверждают, что этому якобы сопутствовала антисемитская кампания ПОРП, погавкавшейся с Израилем  (вполне возможно, что и сопутствовала, только при чем тут мы и антирусская свистопляска интеллигентствующей публики?? Вы, панове, определитесь, кого вы больше не переносите    -     жидiв али москалiв, а то неувязочка получается).   В финальных титрах  картины сообщается, что в результате "антисемитской кампании, развязанной ПОРП", Польскую Народную Республику покинуло более 15 тысяч евреев. Видимо, предполагается, что на этом месте мы должны прослезиться.

На фоне деликатных венгерки Месарош и  чешки Павлазковой  поляки превзошли самоё себя:).  Первое, что приходит в голову    -     как же всё-таки шоколадно в некоторых отношениях жили наши восточноевропейские союзнички под хрустальным колпаком советской опеки  и заботы!:)))  Вы представляете, что бы было, если бы у нас после каждой неизданной книжки,  снятого спектакля или положенного на полку фильма  творческая интеллигенция выходила бы на улицы протестовать?:)))  Что касается "антисемитской кампании", то боюсь, секрета я не открою, сказав, что антисемитизм у польской нации в крови  имеет в Польше глубокие корни,  складывалось это веками, и именно польским коммунистам удалось немного притушить остроту проблемы, а заодно и спасти не одну тысячу жизней от погромной расправы гордых представителей титульной нации.  

Но Бог с ней,  с исторической правдой   -    требовать её от нации, пропихнувшей  и легитимизировавшей великий катынский подлог, занятие весьма неблагодарное...   Фильм фальшив с первого до последнего кадра именно в художественном плане:  у режиссера напрочь отсутствует чувство времени и стиля    -  по кадрам решительно невозможно понять, почему весь антураж бандитских 90-х приписан 60-м годам. Положительные герои (писатели-борцуны) слащавы, отрицательные   -    чекисты, вестимо   -    карикатурны и тошнотворны, включая одутловатого хахаля героини.  Да и не женятся персонажи типа Варчевского на третьеразрядных  потасканных  шлюшках  (режиссер Блоньский, явно снявший в кино свою зазнобу, на пресс-конференциях произносил какие-то пугающие слова о "новой Барбаре Брыльской":)))). Испугаешься тут...

В общем, едва ли стоило бы уделять время очередной дерьмовой фальшивке    -  не она первая, не она последняя, но поражает то, что именно эта чёртова "Розочка" схватила приз за лучшую режиссуру.  Не Срджан Каранович со своей достойнейшей "Бесой",  а вот это недоразумение. На финальных титрах в зале раздались жидкие аплодисменты   -  вот кем надо быть, чтобы такому аплодировать?...  Ей-Богу, умела бы свистеть "два пальца в рот"   -   свистела бы... Превед жюри основного конкурса    -    представляю, что же наградят в следующем году...

Хотя, в общем, после недавнего позора, устроенного нам властями, чего уж кивать на кинокритиков?...   Это отражение  политической ситуации...  Пусть первые люди государства больше на коленки перед памятнику  сфабрикованным фальшивкам становятся,   тогда скоро любая собака на нас не то что плевать   -   оправляться и то побрезгует...