ММКФ традиционно силен своей латиноамериканской программой - я, разумеется, имею в виду совсем не слабый ученический венесуэльский фильм "Брат", отхвативший в итоге главный приз (при всей своей симпатии к Боливарианской республике Венесуэле и её лидеру не могу не признать, что награда "Брату" - ни что иное, как ложная политкорректность, помноженная, с одной стороны, на чей-то дурной вкус

Что вы, например, друзья, знаете о Боливии? Ну, кроме того, что там у руля коммунистический Президент Моралес - этнический кечуа аймара, выращивают коку и постоянно конфликтуют с соседней Колумбией?.. Боюсь, что просмотр фильма Хуана Карлоса Вальдивии "Южная зона" информации вам практически не прибавит. Время как будто застыло в некогда фешенебельном южном пригороде Ла-Паса, где живут благополучные привилегированные столичные семьи. В медитативном фильме "Южная зона" всесторонне показан быт одной из таких семей, микромир современной боливийской "аристократии" - разведенная бизнес-вумен с разновозрастными детьми, разумеется, креолы, и двое слуг - представителей коренных индейских народностей (социализм социализмом, а деление на богатых и бедных пока что никто не отменял). Кинокамера скользит по дому, периодически выхватывая его обитателей, и к концу фильма ты не просто помнишь в мельчайших деталях планировку, а по памяти можешь восстановить последовательность флакончиков на туалетном столике героини... Дом благородного семейства под черепичной крышей - вполне полноправный герой картины...

С одной стороны, перед нами семейная идиллия - совместные семейные трапезы, мать навязчиво опекает великовозрастных детей, читает им мораль, пытается найти с ними общий язык, покупая сыну презервативы, застилая ему и его подружке лучшие простыни, ведя беседы с дочерью о свободе нравов, детки снимают друг друга в домашнем порно, всё семейство чрезвычайно трогательно относится к слугам (правда, благополучно забывая о выплате им зарплаты за полгода...) И всё бы хорошо, прекрасная маркиза, да вот только у главной героини дела идут из рук вон плохо, и скоро семья, если ничего не придумает, пойдет по миру.
И только тогда понимаешь, почему картину Вальдивии показывают в рамках программы "Чеховские мотивы" - хозяйка дома, сеньора Карола, разумеется, наследница Раневской, а роль старинного вишневого сада играет дом, который все более накладно содержать. Остаётся только дождаться Лопахина, и он появляется в виде колоритной усатой боливийки в традиционной индейской шляпе и с чемоданом денег - не в переносном смысле, а в прямом: пачки долларов, заботливо завязанные в пончо, упакованы в чемодан

Ладно, с Боливией разобрались. А много ли вы, друзья мои, смотрели коста-риканского кино?... Я так и думала, что немного. Придется восполнять пробел, потому что по какому-то странному стечению обстоятельств именно коста-риканскому режиссеру, причем дебютантке, великий Габриэль Гарсиа Маркес, пользующийся славой писателя, которого решительно невозможно экранизировать, доверил экранизацию своей повести "Любовь и другие демоны". Видимо, репутация неэкранизируемого писателя Маркеса изрядно утомила) - нельзя сказать, что его совсем не экранизируют, но я как-то не припомню ни одного мало-мальски удачного опыта.
Режиссёр Хильда Идальго - коста-риканка, учившаяся кинематографу на Кубе (там-то она и познакомилась с Маркесом, преподававшим там начинающим кубинским кинематографистам), можно сказать, пробила эту брешь. Сюжет прост и лапидарен - юная золотоволосая Сьерва, дочь богатого испанского аристократа, выросшая в колониальной Картахене, воспитанная чернокожими рабами (самая же первая сцена картины, похороны Сьервой старенькой нянюшки, настраивает на трагический лад, и весь фильм ощущение трагизма идет по нарастающей), укушена на улице бешеной собакой. У девочки развивается водобоязнь и появляются другие симптомы заболевания, которые во времена безраздельного господства Святой Инквизиции считались признаками одержимости дьяволом. 13-летнюю девочку помещают в монастырь, более напоминающий пыточный застенок, и, вместо того, чтобы приглашать докторов для исцеления, изгоняют дьявола из плоти. После того, как местный епископ препоручает девочку заботам молодого священнику Каэтано, возникает настоящая одержимость - нетрудно догадаться, что между молодыми людьми вспыхивает совершенно земная страсть. Очевидно, что добром эта история закончиться не может - девушку святые инквизиторы убивают, лишенный сана священник, понятное дело, тоже не жилец - короче, все умерли.
Фильм "Любовь и другие демоны" крайне немногословен, можно, наверно, по пальцам рук пересчитать количество фраз, произносимых героями, целиком ориентирован на визуальное восприятие - виртуозная игра света и тени, сочные, жирные краски, крупные планы крошечных зверюшек и насекомых, снятых как будто под микроскопом, подчеркнутый натурализм и телесность, осязаемость экранной плоти, безупречный минимализм в кадре - в общем, отличная режиссерская и операторская работа. Выбирая актрису на главную роль, Идальго отсмотрела несколько сотен девочек из колумбийской Картахены, и в итоге остановилась на дочери администратора картины) - прямое, стопроцентное попадание в яблочко. Уверена, что для шестнадцатилетней школьницы Элизы Трианы, которой во время съемок было 13, это начало успешной кинокарьеры - после показа ленты Триана вместе с режиссером Хильдой Идальго отвечали на вопросы публики, и было видно, что девочка уже вполне "звездит"
, собирается учиться на актерском, в общем, кастинг оказался удачным. Умеющий по-настоящему выразительно молчать тринадцатилетний ребенок, глаза которого говорят больше, чем нагромождение слов, - это, я вам скажу, дорогого стоит.
Больше всего зрителей интересовала реакция самого Маркеса на результат съемок - режиссер заверила, что мэтр остался доволен. Присутствовавший в зале посол Коста-Рики (фильм о Колумбии, снимавшийся в Колумбии колумбийской съемочной группой, считается совместным колумбийско-костариканским, потому что Коста-Рика финансировала съемки) заверил, что успех картины сподвигнет Министерство культуры на более щедрое финансирование национального кинематографа.
То, что картина, будучи конкурсной, не получила ни одного, даже символического, приза, в отличие от заурядной венесуэльской поделки, говорит о двух вещах - о странности, мягко говоря, жюри и о том, что для того, чтобы стать призером фестиваля, нужно привезти снятую на любительскую дрожащую камеру (а лучше - на телефон) криминальную историю из жизни наркодилера (Колумбия же, зачем нам Маркес?). Идеально, если он при этом будет гомосексуалистом. А если еще и албанским беженцем впридачу, гран-при гарантирован.
Насыщенный киновпечатлениями день закончился премьерой политического триллера "Призрак" Романа Полански - вот кого надо наградить призом за кинематографическое мужество, изобретательность и стойкость) - сидящий под домашним арестом в Швейцарии Полански ухитряется делать большое кино, без единого прокола, причем масштаб и размах съемок поистине голливудский, несмотря на то, что Голливуд любвеобильному мэтру заказан, судя по всему, навсегда
... Руководил монтажом фильма Полански вообще из тюремной камеры, что, знаете ли, внушает
...
Сюжет "Призрака" слегка напоминает "Девятые врата", только там - религиозная мистика, а здесь - политика. В оригинале фильм, разумеется, называется по-другому, но политкорректные прокатчики, ясное дело, не могут выпустить на экран ленту под названием "Негр", пусть даже речь идет о "литературном негре". Заказчик у негра-призрака (Юэн Макгрегор) весьма непростой - бывший премьер-министр Великобритании Адам Лэнг, вынужденный вести затворнический образ жизни в Соединенных Штатах, ибо в Европе он неизбежно будет предан суду (выбирая подобный сюжет, Поланский, разумеется, тонко иронизирует над собственной ситуацией). Одинокий унылый североамериканский островок с отвратительным климатом пришлось снимать в Северной Германии, да и с другими условностями, в общем, создатели картины вполне справляются - фильм американский от кончиков ногтей Пирса Броснана, исполняющего роль английского экс-премьера, до кончиков ногтей Ким Кэтралл, играющей его помощницу и любовницу по совместительству
.
Лэнг нанимает «писателя-призрака» для написания своих мемуаров - история с самого начала попахивает чем-то таинственным и неприятным, поскольку предшественник, успевший склепать черновик, погибает при невыясненных обстоятельствах. Как и в "Девятых вратах", с самого первого дня у героя начинается полоса неприятностей, и чем глубже он погружается в биографию заказчика, тем плотнее вокруг него сжимается кольцо преследования - рисковать собственной шкурой не входило в условия контракта, но писатель увлекается собственным расследованием, влезает в самые сокровенные тайны американской разведки, а разгадка всей детективной истории - классическое cherchez la femme: кто бы сомневался, что завербованным ЦРУ-шным агентом окажется любимая жена премьер-министра?..
Короче, всё зло в мире от баб - вывод, выстраданный Поланским на собственном опыте...