ММКФ  традиционно силен своей латиноамериканской программой      -    я, разумеется, имею в виду совсем не слабый ученический венесуэльский фильм "Брат",  отхвативший в итоге главный приз  (при всей своей симпатии к Боливарианской республике Венесуэле и её лидеру не могу не признать, что награда "Брату"   -   ни что иное, как ложная политкорректность, помноженная, с одной стороны, на чей-то дурной вкус;), а с другой стороны     -  на убожество выбора самой программы основного конкурса).

Что вы, например, друзья, знаете о Боливии? Ну, кроме того, что там у руля коммунистический Президент Моралес   -   этнический кечуа аймара, выращивают коку и постоянно конфликтуют с соседней Колумбией?..  Боюсь, что просмотр фильма Хуана Карлоса Вальдивии  "Южная зона" информации вам практически не прибавит.  Время как будто застыло в некогда фешенебельном южном пригороде Ла-Паса, где живут благополучные привилегированные столичные семьи.  В медитативном фильме "Южная зона" всесторонне показан быт одной из таких семей, микромир современной боливийской "аристократии"   -   разведенная бизнес-вумен с  разновозрастными детьми, разумеется, креолы,  и двое слуг    -   представителей коренных индейских народностей  (социализм социализмом, а деление на богатых и бедных  пока что никто не отменял).  Кинокамера скользит по дому,  периодически выхватывая его обитателей, и к концу фильма ты не просто помнишь в мельчайших деталях планировку,  а  по памяти можешь восстановить последовательность флакончиков на туалетном столике героини...  Дом благородного семейства под черепичной крышей    -   вполне полноправный герой картины...



С одной стороны, перед нами семейная идиллия     -   совместные семейные трапезы,  мать навязчиво опекает великовозрастных детей, читает им мораль,  пытается найти с ними общий язык, покупая сыну презервативы, застилая ему и его подружке лучшие простыни, ведя беседы с дочерью о свободе нравов, детки снимают друг друга в домашнем порно,  всё семейство чрезвычайно трогательно относится к слугам (правда, благополучно забывая о выплате им зарплаты за полгода...)  И всё бы хорошо, прекрасная маркиза, да вот только у главной героини  дела идут из рук вон плохо, и скоро семья, если ничего не придумает, пойдет по миру.

И только тогда понимаешь, почему картину Вальдивии показывают в рамках программы "Чеховские мотивы"     -    хозяйка дома, сеньора Карола, разумеется, наследница Раневской, а роль старинного вишневого сада играет дом,  который все более накладно содержать.   Остаётся только дождаться Лопахина, и он появляется в виде колоритной усатой боливийки в традиционной индейской шляпе и с чемоданом денег     -    не в переносном смысле, а в прямом: пачки долларов, заботливо завязанные в пончо, упакованы в чемодан:).   На смену старой аристократии приходят "новые боливийцы", рушится привычный уклад жизни, и если поначалу казалось, что в фильме застыло время, то теперь ясно, что всё течёт, всё изменяется....

 

Ладно, с Боливией разобрались.  А много ли вы, друзья мои, смотрели коста-риканского кино?...  Я так и думала, что немного.  Придется восполнять пробел, потому что по какому-то странному стечению обстоятельств именно коста-риканскому режиссеру, причем дебютантке, великий Габриэль Гарсиа Маркес, пользующийся славой писателя, которого решительно невозможно экранизировать,  доверил экранизацию своей повести "Любовь и другие демоны". Видимо, репутация неэкранизируемого писателя Маркеса изрядно утомила:))    -    нельзя сказать, что его совсем не экранизируют, но я как-то не припомню ни одного мало-мальски удачного опыта.

  Режиссёр Хильда Идальго     -    коста-риканка,  учившаяся кинематографу на Кубе (там-то она и познакомилась с Маркесом, преподававшим там начинающим кубинским кинематографистам), можно сказать, пробила эту брешь.  Сюжет прост и лапидарен    -    юная золотоволосая Сьерва, дочь богатого испанского аристократа, выросшая в колониальной Картахене, воспитанная чернокожими рабами  (самая же первая сцена картины, похороны Сьервой старенькой нянюшки, настраивает на трагический лад, и весь фильм ощущение трагизма идет по нарастающей), укушена на улице бешеной собакой.  У девочки развивается водобоязнь  и появляются другие симптомы заболевания, которые во времена безраздельного господства Святой Инквизиции считались признаками одержимости дьяволом.  13-летнюю девочку помещают в монастырь, более напоминающий пыточный застенок, и, вместо того, чтобы приглашать докторов для исцеления, изгоняют дьявола из плоти.  После того, как местный епископ препоручает  девочку заботам молодого священнику Каэтано, возникает настоящая одержимость   -   нетрудно догадаться, что между молодыми людьми вспыхивает совершенно земная страсть.  Очевидно, что добром эта история закончиться не может   -   девушку святые инквизиторы убивают,  лишенный сана священник, понятное дело, тоже не жилец    -   короче, все умерли.



Фильм "Любовь и другие демоны" крайне немногословен, можно, наверно, по пальцам рук пересчитать количество фраз, произносимых героями,  целиком ориентирован на визуальное восприятие    -   виртуозная игра света и тени, сочные, жирные краски,  крупные планы крошечных зверюшек и насекомых, снятых как будто под микроскопом, подчеркнутый натурализм и телесность, осязаемость экранной плоти,  безупречный минимализм в кадре    - в общем, отличная режиссерская и операторская работа.  Выбирая актрису на главную роль, Идальго отсмотрела несколько сотен девочек из колумбийской Картахены, и в итоге остановилась на дочери администратора картины:))   -  прямое, стопроцентное попадание в яблочко.  Уверена, что для шестнадцатилетней школьницы Элизы Трианы, которой во время съемок было 13, это начало успешной кинокарьеры    -    после показа ленты Триана вместе с режиссером Хильдой Идальго отвечали на вопросы публики, и было видно, что девочка уже вполне "звездит":), собирается учиться на актерском, в общем, кастинг оказался удачным. Умеющий по-настоящему выразительно молчать тринадцатилетний ребенок, глаза которого говорят больше, чем нагромождение слов,   -   это, я вам скажу, дорогого стоит. 

Больше всего зрителей интересовала реакция самого Маркеса на результат съемок    -   режиссер заверила, что мэтр остался доволен.  Присутствовавший в зале посол Коста-Рики (фильм о Колумбии, снимавшийся в Колумбии колумбийской съемочной группой, считается совместным колумбийско-костариканским, потому что Коста-Рика финансировала съемки) заверил, что успех картины сподвигнет Министерство культуры на более щедрое финансирование национального кинематографа. 

То, что картина, будучи конкурсной, не получила ни одного, даже символического, приза, в отличие от заурядной венесуэльской поделки,  говорит о двух вещах    -   о странности, мягко говоря, жюри и о том, что для того, чтобы стать призером фестиваля, нужно привезти снятую на любительскую дрожащую камеру (а лучше   -  на телефон) криминальную историю из жизни наркодилера (Колумбия же, зачем нам Маркес?).  Идеально, если он при этом будет гомосексуалистом.  А если еще и албанским беженцем впридачу, гран-при гарантирован. 

Насыщенный киновпечатлениями день закончился премьерой  политического триллера "Призрак" Романа Полански    -   вот кого надо наградить призом за кинематографическое мужество, изобретательность и стойкость:))    -   сидящий под домашним арестом в Швейцарии Полански ухитряется делать большое кино,  без единого прокола,  причем масштаб и размах съемок поистине голливудский, несмотря на то, что Голливуд  любвеобильному мэтру заказан, судя по всему, навсегда:)...  Руководил монтажом фильма Полански вообще из тюремной камеры, что, знаете ли, внушает:)...
 

Сюжет "Призрака" слегка напоминает "Девятые врата", только там     -   религиозная мистика, а здесь  -  политика.  В оригинале фильм, разумеется, называется по-другому, но политкорректные прокатчики, ясное дело, не могут выпустить на экран ленту под названием "Негр", пусть даже речь идет о "литературном негре".  Заказчик у негра-призрака (Юэн Макгрегор) весьма непростой:)   -  бывший премьер-министр Великобритании Адам Лэнг, вынужденный вести затворнический образ жизни в Соединенных Штатах, ибо в Европе он неизбежно будет предан суду  (выбирая подобный сюжет, Поланский, разумеется, тонко иронизирует над собственной ситуацией).  Одинокий унылый североамериканский островок с отвратительным климатом пришлось снимать в Северной Германии, да и с другими условностями, в общем, создатели картины вполне справляются   -   фильм американский от кончиков ногтей Пирса Броснана, исполняющего роль английского экс-премьера, до кончиков ногтей Ким Кэтралл, играющей его помощницу и любовницу по совместительству:).

 

Лэнг нанимает «писателя-призрака» для написания своих мемуаров    -   история с самого начала попахивает чем-то таинственным и неприятным, поскольку предшественник, успевший склепать черновик, погибает при невыясненных обстоятельствах.  Как и в "Девятых вратах", с самого первого дня у героя начинается полоса неприятностей, и чем глубже он погружается в биографию заказчика, тем плотнее вокруг него сжимается кольцо преследования     -    рисковать собственной шкурой не входило в условия контракта, но писатель увлекается собственным расследованием, влезает в самые сокровенные тайны американской разведки,  а разгадка всей детективной истории   -  классическое cherchez la femme:  кто бы сомневался, что завербованным  ЦРУ-шным агентом окажется любимая жена премьер-министра?..

Короче, всё зло в мире от баб     -  вывод, выстраданный Поланским на собственном опыте...