
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Редко, очень редко встречаются фильмы, в которых за обыденным сюжетом и повествовательным изложением кроется очень глубокий смысл. То, что можно назвать даже жизненной философией, осмысливающей глобальные перемены в психологии семейных отношений, произошедшие в последние десятилетия. И лента Кирка Джонса «У них все хорошо» - из их числа.
Фрэнк Гуд (Роберт Де Ниро) – самый что ни на есть типичный представитель среднего класса Америки. Прожил большую жизнь, работал на заводе, вырастил четверых детей, дом построил, - старость. Большинство мужчин этого поколения видели свою роль в семье в том, чтобы обеспечить близким достойную жизнь и «правильные» жизненные установки детям, чтобы потом можно было ими гордиться. Жена умирает, дети в разных концах страны. Никакого опыта эмоционального общения с ними у Фрэнка нет, и его попытка собрать всех за одним столом заканчивается фиаско – у всех своя жизнь, свои дела. А поскольку занятий у американского пенсионера немного, а пенсионных накоплений достаточно, он решает объехать всех детей сам.
Пересказывать дальнейший сюжет особого смысла не имеет, поскольку понятно, что далеко не все в жизни детей оказывается таким, как они рассказывали отцу. И даже при встречах с ним они не могут не лгать, потому что иначе придется рассказать слишком уж многое. А уж на вопрос «Ты счастлив?», в обязательном порядке задаваемый отцом всем отпрыскам, ведь может быть только один ответ… И потому вопрос о том, а стоит ли вообще навязывать детям какие-то жизненные установки, не выполнив которые, они будут всю жизнь чувствовать себя виноватыми перед родителями, возникает сам собой. И взрослые люди, вдруг превращающиеся в детей, сначала такие милые, а потом устраивающие чуть ли не суд над отцом – великолепная режиссерская находка для демонстрации того, как детские комплексы довлеют над жизнью.
Не менее удачное решение – разговоры детей Фрэнка – Рози (Дрю Берримор), Эми (Кейт Бекинсейл), Роберта (Сэм Рокуэлл) о судьбе их брата, которые слышны на фоне перемещений их отца по просторам Штатов. Ведь семья-то существует, близкие люди не забывают друг о друге, они готовы прийти на помощь, даже если это требует жертв. Просто их отец этого не знает и не замечает. До тех пор, пока трагедия с ним не заставляет детей рассказать ему всю правду. Которую ему и приходится принять.
Финал фильма, в котором дети собираются-таки на Рождество в родительском доме, а Фрэнк принимает их такими, какие они есть – слишком по-голливудски оптимистичен. Все-таки большинство таких историй завершаются более или менее трагически, потому что для родителей, которые провели жизнь на скучной работе или в стенах дома ради детей, в итоге получить совсем не то, чего ждали – настоящая драма. И очень немногим дано принять то, то сегодня считается чуть ли ни краеугольным камнем психологии личности и семьи – воспринимать жизнь как процесс, а не как стремление к цели. Хотя, возможно, Фрэнк действительно нашел бы в себе силы сделать это – что ж, остается ему позавидовать.
Многие говорят, что фильм держится почти только на таланте Де Ниро. Играет он, конечно, великолепно, даже не играет, а живет в роли. Что до остальных актеров, то меня приятно удивила Дрю Берримор, которая лучше всех справилась со своей ролью, продемонстрировав недюжинный драматический талант. А вот Кейт Бекинсейл, напротив, выглядела несколько искусственно в отдельных сценах.
Что до пейзажей за окнами поездов, автобусов и самолетов, которыми многие видевшие фильм восхищаются, то на меня они особо сильного впечатления не произвели – Америка страна огромная, впечатляющих пейзажей хватает, но какое они отношение имеют к фильму, не совсем ясно. Куда более интересны мелкие бытовые сценки – общение с соседями, случайными собеседниками в транспорте или придорожных мотелях, за которыми видна непростая правда человеческих отношений. И если в них правда – это синоним реальности, то в семье правда – это истина, которой нельзя стесняться и нельзя скрывать. Потому что если эмоциональной искренности и открытости нет в семье – где она тогда есть вообще?