15 июня умер украинский кинорежиссер Юрий Ильенко.

Была немножко с ним знакома.
Сегодня была на прощании в Доме учителя и немножко на отпевании во Владимирском соборе. И что-то так меня все это зацепило, что проплакала целый день, еле остановилась... Даже слов нет, что я чувствую.
Для тех, кто не очень в курсе, Ильенко был оператором у Параджанова на "Тенях забытых предков". Как режиссер снял 7 фильмов (вернее, всего 7; сценариев за свою жизнь написал 42, но по большинству из них снимать запретили; первый фильм "Криниця для спраглих" 22 года пролежал на полке!).
Мы общались, когда он снимал "Мазепу", свой последний фильм, и потом, через пару лет — бывшая работа заказала интервью к его 69-летию. (Текст интервью можно почитать ЗДЕСЬ). Тот последний разговор получился очень хороший и интересный, Ильенко был открыт (это потом я поняла, что он был таким со всеми журналистами — нужно было только слушать и записывать). А тогда мне было просто очень интересно и одновременно очень жаль, что в издании-заказчике могла выйти всего лишь 1/4 или 1/5 нашего разговора, сказано было намного больше.
Я не поленилась и выписала интервью в отдельный материал, — и что же? Все издания, которым я его предлагала, отказались его публиковать. Собеседник оказался не по формату.
Все это вспомнилось вчера и сегодня, может быть, некстати. Лично для меня (хотя, кто такая я?) Ильенко был человеком, которого хотелось слушать. Он говорил очень правильно, умно, бескомпромисно, но совершенно без злобы, скорее, с некоторой иронией и даже самоиронией (той самой, которая могла оцарапать неглупого, но чересчур тонко чувствующего собеседника, который пришел к интервьюеру с миром, а не с войной). Лично я была тогда не особенно опытным интервьюером, но как-то так совпало, что он говорил, а я слушала, а включенный диктофон исправно все записывал...
Наверное, мой шок в эти дни объясняется тем, что мне трудно принять тот факт, что это был последний раз. Тут можно много писать о Личности с большой буквы, о мощном таланте, о классике кино, признанным таковым еще при жизни. Но я скажу иначе: мы очень мало интересуемся теми, кто живет в одном времени с нами.
Не хочется впадать в пафос, но это факт: среди нас есть люди, в которых живет Космос, люди, которые мыслят и живут категориями Вечности (звучит как фантастика, я отдаю себе в этом отчет, написав эту фразу). Юрий Ильенко был таким человеком, и я узнала это, общаясь с ним лично, из нашего с ним разговора. Мне жаль, что у меня не было повода и причины когда-нибудь поговорить с ним еще.
Можете считать, что я плакала сегодня об одной утраченной возможности. Ну и оттого, что я живой человек, и мне просто больно.
Была немножко с ним знакома.
Сегодня была на прощании в Доме учителя и немножко на отпевании во Владимирском соборе. И что-то так меня все это зацепило, что проплакала целый день, еле остановилась... Даже слов нет, что я чувствую.
Для тех, кто не очень в курсе, Ильенко был оператором у Параджанова на "Тенях забытых предков". Как режиссер снял 7 фильмов (вернее, всего 7; сценариев за свою жизнь написал 42, но по большинству из них снимать запретили; первый фильм "Криниця для спраглих" 22 года пролежал на полке!).
Мы общались, когда он снимал "Мазепу", свой последний фильм, и потом, через пару лет — бывшая работа заказала интервью к его 69-летию. (Текст интервью можно почитать ЗДЕСЬ). Тот последний разговор получился очень хороший и интересный, Ильенко был открыт (это потом я поняла, что он был таким со всеми журналистами — нужно было только слушать и записывать). А тогда мне было просто очень интересно и одновременно очень жаль, что в издании-заказчике могла выйти всего лишь 1/4 или 1/5 нашего разговора, сказано было намного больше.
Я не поленилась и выписала интервью в отдельный материал, — и что же? Все издания, которым я его предлагала, отказались его публиковать. Собеседник оказался не по формату.
Все это вспомнилось вчера и сегодня, может быть, некстати. Лично для меня (хотя, кто такая я?) Ильенко был человеком, которого хотелось слушать. Он говорил очень правильно, умно, бескомпромисно, но совершенно без злобы, скорее, с некоторой иронией и даже самоиронией (той самой, которая могла оцарапать неглупого, но чересчур тонко чувствующего собеседника, который пришел к интервьюеру с миром, а не с войной). Лично я была тогда не особенно опытным интервьюером, но как-то так совпало, что он говорил, а я слушала, а включенный диктофон исправно все записывал...
Наверное, мой шок в эти дни объясняется тем, что мне трудно принять тот факт, что это был последний раз. Тут можно много писать о Личности с большой буквы, о мощном таланте, о классике кино, признанным таковым еще при жизни. Но я скажу иначе: мы очень мало интересуемся теми, кто живет в одном времени с нами.
Не хочется впадать в пафос, но это факт: среди нас есть люди, в которых живет Космос, люди, которые мыслят и живут категориями Вечности (звучит как фантастика, я отдаю себе в этом отчет, написав эту фразу). Юрий Ильенко был таким человеком, и я узнала это, общаясь с ним лично, из нашего с ним разговора. Мне жаль, что у меня не было повода и причины когда-нибудь поговорить с ним еще.
Можете считать, что я плакала сегодня об одной утраченной возможности. Ну и оттого, что я живой человек, и мне просто больно.